Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов)

Родился в 1951 г.. Окончил Винницкий медицинский институт. В 1981 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1989 г. окончил Минскую Духовную Академию. В 1986 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона, во иеромонаха. В 1990 г. возведен в сан игумена, назначен ректором Минской  Духовной Семинарии.

В 1991 г. хиротонисан во епископа Новогрудского, викария Минской епархии. В 1996 г. назначен ректором  Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии с титулом «епископ Тихвинский, викарий Санкт-Петербургской епархии». С 1999 г. профессор, заведующий кафедрой богословских дисциплин. В 2003 г. возведен в сан архиепископа. Член редколлегии «Богословских трудов», член нескольких академий (РАЕН и др.). Награжден многими церковными наградами. Член Союза писателей России, лауреат ряда литературных премий. С 2008 г. правящий архиерей Курганской епархии. Председатель Синодальной богослужебной комиссии. С мая 2015 г. митрополит Петрозаводский и Карельский, глава Карельской митрополии.

Список статей автора:

Статьи автора

Эсполио

Спустя 100 лет от начала трагических революционных времён в Российской империи, истина, по объективным причинам, постепенно избавляется от оков лжи. Как намоленная икона, история России обновляется, освобождается от копоти, наслоений, нарочитых искажений.

В наше время много появилось научно-исторических исследований, во многом перекликающихся и повторяющих известные на сегодняшний день факты, свидетельствующие о страстях (страданиях) последнего русского православного Царя, о безрассудном предательстве обманутого врагами русского народа.

Эти свидетельства достойны художественных образов, подобных тем, которые отражают христианскую историю на протяжении двух тысячелетий. Поэтому в данной статье, для усиления главных идей, я прибегнул к средствам поэтического слова, к известным живописным образам той убедительной религиозной силы, которые могут стать мощной, живой, когнитивной метафорой русской трагедии прошлого века.

Картина Эль Греко вспомнилась мне неожиданно, она, имея вневременное и вненациональное звучание, актуальна не только своей исторической достоверностью и центральным образом Христа, но и символическим, концептуальным значением, выявляющим, в частности, правду и русской истории, которую невозможно понять без библейских архетипов человеческого поведения.

«Эсполио» (грабёж, разделение риз) — название великой картины ­гениального художника Доменикоса Теотокопулоса (Эль Греко), который наследовал визан­тийскую иконописную традицию. Произведение было создано для алтаря ка­федрального собора в Толедо. И название, происходящее от испанского слова «expoliación» — расхищение, и содержание произведения много способствуют ­пониманию глу­бинных причин русской трагедии, и в сопоставлении с ней являются доказательством целостности и непрерывности христианской истории, знание которой во многом сохраняется благодаря таким художественным произведениям. Это очень редкий для живописи сюжет, хотя он имеет Евангельское происхождение.

Сюжет раздела риз Христа упоминается во всех четырёх Евангелиях. «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его, и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: “разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий”» (Евангелие от Иоанна 19:23–24; Псалом 21:19). Это событие очень важно, так как оно было предсказано в одном из пророческих псалмов Библии задолго до пришествия Спасителя.

Истинность христианской устремлённости Руси-России подтверждает её история, в которой она может существовать и сохраниться только будучи со Христом. При рассмотрении великой картины Эль Греко, историческому сюжету которой две тысячи лет, а самому полотну — более четырёх веков, возникает предположение, что это также метафора русской трагедии. Здесь художником выявлен архетип, соответствующий образу русского народа, отказавшегося в революционные времена от Христа и рвущего в клочья ризы своей тысячелетней духовной традиции, — «и стоял народ и смотрел» на убийство своего Царя; народа, позволившего разграбить богатства своего Отечества.

Так же разбойники-революционеры и западные их идеологи срывали и уничтожали духовные «ризы» страны, живущей по заповедям Божиим. И не только духовные — вспомним, как большевики поживились, продавая вещи алапаевских мучеников, как алчными руками срывали драгоценности с мёртвых Царицы и Царевен. Как вагонами вывозили на Запад русское золото, безжалостно раздавали русские земли, спровоцировав распад Российской империи.

Вспомним, что Временное правительство в марте 1917 года признало право Польши на самоопределение. В разгар июльского кризиса 1917 года парламент Финляндии провозгласил независимость от России Великого княжества Фин­ляндского. Активизировались националистические силы на Украине, в ­Прибалтике, в Белоруссии, в Закавказье, в Казахстане, в Крыму, в Башкирии. Большевики подписали Брестский мир, по которому от России отторгалась значительная часть губерний Украины, Эстляндская, Курляндская и Лифляндская губернии.

Большинство этих территорий должны были превратиться в германские протектораты. Кайзер Вильгельм II под влиянием «дуумвирата» военачальников П. фон Гинденбурга и Э. Людендорфа призвал «поддерживать большевиков при любых условиях». Немецкий историк Е. И. Фляйшхауэр в вышедшей в 2017 году книге даже пишет о своего рода «консенсусе» между Лениным и Людендорфом.[1]

Великий русский поэт Сергей Есенин, вначале радостно принявший революцию, поверивший лозунгам врагов, взявших на вооружение гуманистические и христианские идеи, поздно понял дьявольский обман. В конце своей короткой, обречённой жизни он откровенно и просто выражает своё понимание свершившегося грабежа в драматической поэме «Страна негодяев»:

 

Я думал, что братство не мечта и не сон,

Что все во единое море сольются —

Все сонмы народов,

И рас, и племен.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пустая забава.

Одни разговоры!

Ну что же?

Ну что же мы взяли взамен?

Пришли те же жулики, те же воры,

И вместе с революцией

Всех взяли в плен.

 

Больше никаких иллюзий у поэта, мученика своей участи, не осталось. Проме­няв веру в Бога на веру в революцию, он понимает, что ошибся, что его обо­жаемая Россия-Русь гибнет. Погибает и сам поэт, свидетель современного ему «эсполио».

Видел всё это и выдающийся русский мыслитель, очевидец и аналитик революционных и постреволюционных событий, философ, историк Г. П. Федотов. Он поставил закономерный вопрос: «Будет ли существовать Россия?», на который ответил в одноимённом труде.

С поразительной точностью учёный указал признаки разрушительной катастрофы, наблюдающиеся и в реалиях наших дней. «Можно отмахнуться от этих симптомов, — горестно замечал он, — усматривая в них лишь новые болезни интеллигентской мысли. Но никто не станет отрицать угрожающего значения сепаратизмов, раздирающих тело России. За одиннадцать лет революции зародились, окрепли десятки национальных сознаний в её расслабевшем теле. Иные из них приобрели уже грозную силу. Каждый маленький народец, вчера полудикий, выделяет кадры полуинтеллигенции, которая уже гонит от себя своих русских учителей. Под кровом интернационального коммунизма в рядах самой коммунистической партии складываются кадры националистов, стремящихся разнести в куски историческое тело России. Казанским татарам, конечно, уйти некуда. Они могут лишь мечтать о Казани как столице Евразии. Но Украина, Грузия (в лице их интеллигенции) рвутся к независимости. Азербайджан и Казахстан тяготеют к азиатским центрам Ислама»[2].

Эти строки написаны Федотовым во Франции в 1928 году, спустя три года после того, как он покинул своё Отечество. Они основаны не на интуиции пророка, а на глубоком знании истории России и ситуации в ней в первой половине 20‑х годов прошлого века.

Наблюдения Федотова настолько верны, что сегодня они просто поражают. «Момент падения коммунистической диктатуры, освобождая национальные силы России, в то же время является моментом величайшей опасности. Оно, несомненно, развяжет подавленные ныне сепаратистские тенденции некоторых народов России, которые пытаются воспользоваться революцией для отторжения от России, опираясь на поддержку её внешних врагов», — справедливо предостерегал философ. Он понимал, что «благополучный исход кризиса зависит от силы новой власти, её политической зрелости и свободы от иностранного давления»[3].

Для анализа сегодняшней ситуации важно и замечание Федотова о том, что «из оставшихся в России народов прямая ненависть к великороссам встречается только у наших братьев — малороссов и украинцев»[4]. И это «самый болезненный вопрос новой России»[5](выделено мной. — М. К.).

Сегодня перед Россией стоит историческая задача — сохранение существующей федерации. Следует учитывать центробежные и центростремительные силы. Так, демократии постсоветских республик (всех, кроме России) идеологически осно­ваны на гипертрофированном восприятии только своих национальных особенностей, что привело к повсеместной русофобии (в угоду Западу и во вред себе), а также к обречённости на полную потерю суверенитетов (Литва, Латвия, Эстония), на неиз­бежные конфликты (Армения с Азербайджаном) и даже на распад (Украина, Грузия, Молдавия).

Однако фактом остается и то, что общероссийский рынок сложился ещё в XVII веке. Значит, есть политические и экономические условия для жизнедеятельности российского многонационального организма. Нужны идеологические и правовые императивы, которые обеспечивали бы защиту национальных интересов всех народов, сцементированных общностью исторических судеб в их совместном Отечестве.[6] Нужно знание истории, тайные страницы которой открываются нам сегодня, кажется, для нашего вразумления и предостережения от смертельных ошибок, подобных прошлым.

Как подчеркивает Ф. А. Папаяни, автор монографии, подготовленной в Донецком национальном университете: «...Скрытый смысл либерализма в России заключается в генерации хаоса для последующего её расчленения и установления господства США. Приверженность либерализму в России означает служение интересам англосаксов и государственный суицид»[7].

Всё это мы проходили век назад, но только сейчас открываются факты беспощадной алчности и наших «союзников», и наших противников, и большевистских руководителей государства. Мы знаем, что в феврале 1918 года в Брест-Литовске Советская Россия и Германия подписали сепаратный мир. Куда менее известен советско-германский добавочный договор к Брест-Литовскому миру, подписанный в августе 1918 года в Берлине советским представителем Адольфом Абрамовичем Иоффе и статс-секретарем МИДа Германии Паулем фон Гинце.

Секретная часть дополнительного соглашения о мире между Москвой и Берлином содержала обещание немцев помогать большевикам в их борьбе против Антанты. Там, в частности, сказано: «Германия очистит оккупированную территорию к востоку от р. Березины по мере того, как Россия будет уплачивать взносы (выделено мной. — М. К.), указанные в ст. 2 русско-германского финансового соглашения от 27 августа 1918 года. Германия не будет вмешиваться в отношения Русского государства с национальными областями и не будет побуждать их к отложению от России или к образованию самостоятельных государственных организмов. Россия предпримет немедленные действия, чтобы удалить из своих северо­русских областей боевые силы Антанты»[8].

Чтобы представить, сколько стоили Советской России эти германские обязательства, и дабы уличить любимых ленинских германцев в лингвистическом обмане, где под скромным словом «взносы» скрывался настоящий грабёж России, приведу выдержки из преступного с обеих сторон дополнительного соглашения о мире.

Цифры потрясают воображение. Эти, до недавнего времени секретные, сведения не только свидетельствуют о настоящем погроме Российской империи, из которой большевики выкачивали на свои и на счета заказчиков революции все, абсолютно все богатства и человеческие ресурсы Отечества, но и показывают истинные цели дельцов от войн и революций, руководствующихся принципом, сформулированным революционным философом Ж.-Ж. Руссо: «Нет такой законной выгоды, которую не превысила бы незаконная», тем более — безнравственная.

 

DeutschRussisches Finanzabkommen zur Ergänzung des Deutsch-Russischen Zusatz­vertrags zu dem Friedensvertrage zwischen Deutschland, Österreich-Ungarn, Bulgarien und der Türkei einerseits und Rußland anderseits.

 

27 August 1918

Германско-русское финансовое соглашенiе, служащее добавленiемъ дополнительнаго договора къ мирному договору, заключенному между Германiей, Австро-Венгрiей, Болгарiей и Турцiей съ одной стороны и Россiей съ другой.

 

27 августа 1918

Erstes Kapitel. [Bearbeiten]

Finanzielle Verpflichtungen Deutschlands und Rußlands aus dem Deutsch-Russischen Zusatzvertrage zu dem Friedensvertrage.

Глава первая. [Bearbeiten]

Финансовыя обязательства Германіи и Россіи, вытекающія изъ германско-русскаго дополнительнаго договора къ мирному договору.

Artikel 1. [Bearbeiten]

Folgende Bestimmungen des Deutsch-Russischen Zusatzvertrags zu dem Friedens­vertrage zwischen Deutschland, Österreich-Ungarn, Bulgarien und der Türkei einerseits und Rußland anderseits werden aufgehoben: Artikel 2, Artikel 8, soweit er sich auf den russischen öffentlichen Schuldendienst mit Einschluß staatlicher Garantien bezieht, Artikel 9 § 1 Abs. 2, soweit er nicht vom Erlaß geschuldeter Gebühren handelt, Artikel 9 § 3 Halbsatz 2, Artikel 12 Abs. 2 Satz 2 Halbsatz 1, Artikel 13 bis 15, Artikel 16 Abs. 1, Artikel 16 Abs. 2, soweit er sich auf russische Enteignungen vor dem 1. Juli 1918 bezieht, und Artikel 17 § 3, § 4 Abs. 2.

Статья 1. [Bearbeiten]

Слѣдующія постановленія германско-русскаго дополнительнаго договора къ мирному договору, заключенному между Германіей, Австро-Венгріей, Болгаріей и Турціей съ одной стороны и Россіей съ другой отмѣняются: статья 2; статья 8, поскольку она касается уплаты Рос­сіею по государственнымъ обязательствамъ, включая сюда и гарантированные государствомъ займы; абзацъ 2-й параграфа 1-го ста­тьи 9-й, поскольку онъ не касается освобож­денія отъ подлежащихъ взысканію сборовъ; вторая половина продолженія параграфа 3-го статьи 9-й; первая половина предложенія 2-го абзаца 2-го статьи 12-й; статьи 13-я до 15-й; абзацъ 1-й статьи 16-й; абзацъ 2-й статьи 16‑й, поскольку онъ относится къ русскимъ отчужденіямъ, произведеннымъ до 1-го іюля 1918 года; параграфъ 3-й статьи 17-й и абзацъ 2-й параграфа 4-го статьи 17-ой.

Artikel 2. [Bearbeiten]

Rußland wird zur Entschädigung der durch russische Maßnahmen geschädigten Deutschen unter Berücksichtigung der entsprechenden russischen Gegenforderungen und unter Anrechnung des Wertes der nach Friedensschluß von deutschen Streitkräften in Rußland beschlagnahmten Vorräte einen Betrag von 6 Milliarden Mark an Deutschland zahlen.           

Статья 2. [Bearbeiten]

Россія уплатить Германіи для вознагражденія потерпѣвшихъ отъ русскихъ мѣропріятій германцевъ сумму въ шесть милліардовъ марокъ причемъ приняты во вниманіе соотвѣт­ственныя требованія съ русской стороны и засчитана цѣнность конфискованныхъ послѣ заключенія мира германскими военными силами въ Россіи запасовъ.

Artikel 3. [Bearbeiten]

Die Bezahlung der im Artikel 2 erwähnten 6 Milliarden Mark erfolgt in nachstehender Weise.

Статья 3. [Bearbeiten]

Уплата упомянутыхъ въ статьѣ 2-й шести милліардовъ производися слѣдующимъ образомъ.

§ 1. [Bearbeiten]

Ein Betrag von 1½ Milliarden Mark wird durch Überweisung von 245.564 Kilogramm Feingold und 545.440.000 Rubel in Banknoten, und zwar 363.628.000 Rubel in Stücken zu 50, 100 oder 500 Rubel, 181.812.000 Rubel in Stücken zu 250 oder 1000 Rubel, bezahlt werden.

§ 1. [Bearbeiten]

Сумма въ 1½ милліарда будеть уплачена
переводомъ 245.564 килограммовъ чистаго золота и 545.440.000 рублей кредитными билетами, а именно 363.628.000 рублей билетами достоинства, въ 50, 100 или 500 рублей, 181.812.000 рублей билетами достоинства въ 250 или 1000 рублей.

Die Überweisung erfolgt in fünf Teilbet­rägen, nämlich

1. einem am 10. September 1918 zu zahlen­den Betrage von 42.860 Kilogramm Feingold und 90.900.000 Rubel in Bank­noten, und zwar [1176] 60.600.000 Rubel in Stücken zu 50, 100 oder 500 Rubel, 30.300.000 Rubel in Stücken zu 250 oder 1000 Rubel,

Переводъ производится пятью частичными взносами, а именно

1. взносомъ, который долженъ быть уплаченъ 10-го сентября 1918 года, въ 42.860 килограммовъ чистаго золота и 90.900.000 рублей кредитными билетами, а именно [1177] 60.000.000 рублей билетами достоинства въ 50, 100 или 500 рублей, 30.300.000 рублей билетами достоинства въ 250 или 1000 рублей,

2. vier am 30. September, 31. Oktober, 30. November und 31. Dezember 1918 zu zahlenden Beträgen von je 250.676 Kilogramm Feingold und 113.635.000 Rubel in Banknoten, und zwar 75.757.000 Rubel in Stücken zu 50, 100 oder 500 Rubel, 37.878.000 Rubel in Stücken zu 250 oder 1000 Rubel.

2. Четырьмя взносами, которые должны быть уплачены 30-го сентября, 31-го октября, 30-го ноября и 31-го декабря 1918-го года, каждый въ 250.676 килограммовъ чистаго золота и 113.635.000 рублей кредитными билетами, а именно 75.757.000 рублей билетами достоинства вь 50, 100 или 500 рублей, 37.878.000 руб­лей билетами достоинства въ 250 или 1000 руб­лей.

Die Teilbeträge sind in Orscha oder Pskow den Beauftragten der Deutschen Regierung zu übergeben; die Beauftragten werden beim Empfang eine vorläufige Quittung ausstellen, die nach Abschluß der Prüfung und Zahlung des Goldes und der Noten durch eine endgültige Quittung ersetzt werden soll.

Частичные взносы должны быть переданы въ Оршѣ или Псковѣ довѣреннымъ германскаго правительства; довѣренные при полученіи выдадутъ временную квитанцію, которая по окончаніи повѣрки и счета золота и билетовъ должна быть замѣнена окончательной кви­танціей.

§ 2. [Bearbeiten]

Ein Betrag von 1 Milliarde Mark soll durch Lieferung russischer Waren nach Maßgabe der darüber zu treffenden besonderen Vereinbarung getilgt werden. Die Waren sind im Werte von je 50 Millionen Mark bis zum 15. November und 31. Dezember 1918, im Werte von je 150 Millionen Mark bis zum 31. März, 30. Juni, 30. September und 31. Dezember 1919, im Werte von 300 Mil­lionen Mark bis zum 31. März 1920 zu liefern; soweit die Lieferungen bis zu diesen Terminen nicht erfolgen können, würde der jeweils fehlende Betrag alsbald entweder in deutschen Reichsbanknoten zum Nennwert oder in Feingold und Rubelnoten nach dem Verhältnis drei zu zwei, und zwar zu einem jeweils festzusetzenden Kurse, zu begleichen sein.

§ 2. [Bearbeiten]

Сумма въ 1 милліардъ марокъ должна быть погашена доставкой русскихъ товаровъ на основаніи особаго соглашенія, которое имѣ тъ быть установлено по этому вопросу. До 15-го ноября и 31-го декабря 1918 года должны быть доставлены товары каждый разъ на сумму въ 50 милліоновъ марокъ; до 31-го марта, 30-го іюня, 31-го сентября и 31-го декабря 1919 года товары каждый разъ на ­сумму въ 150 милліоновъ; до 31-го марта 1920 года товары на сумму въ 300 милліоновъ марокь; поскольку доставки не могутъ быть выполнены къ этимъ срокамъ, недостающая въ каждомъ отдѣльномъ случаѣ сумма должна быть немедленно уплачена или герман­скими имперскими кредитными билетами по номинальной цѣнѣ или чистымъ золотомъ и кредитными билетами въ рубляхъ въ пропорціи 3 къ 2-мъ и по курсу, который въ каждомъ отдѣльномъ случаѣ долженъ быть установленъ.

§ 3. [Bearbeiten]

Ein Betrag von 2½ Milliarden Mark wird bis zum 31. Dezember 1918 durch Übergabe von Titeln einer vom 1. Januar 1919 an mit 6 vom Hundert verzinslichen und mit ½ vom Hundert zuzüglich der ersparten Zinsen zu tilgenden Anleihe beglichen werden, die von der Russischen Regierung im Nennbetrage der bezeichneten Summe in Deutschland aufgenommen wird, und deren Bedingungen als Bestandteil dieser Vereinbarung gelten sollen.

§ 3. [Bearbeiten]

Сумма въ 2½ милліардовъ марокъ будетъ уплачена до 31-го декабря 1918-го года путемь передачи билетовъ займа, по которому съ 1-го января 1919 года уплачивается 6 процентовъ и который долженъ быть погашаемъ полу­процентомъ съ причисленіемъ сбереженныхъ процентныхъ платежей, заемъ этотъ выпускается русскимь правительствомъ вь Германіи въ номинальномъ размѣрѣ означенной суммы, а условія займи будутъ считаться составной частью этого соглашенія.

Als Sicherheiten für die im Absatz 1 bezeichnete Anleihe sollen bestimmte Staatseinnahmen, insbesondere auch die Pacht­gebühren für gewisse an Deutsche [1178] zu erteilende wirtschaftliche Konzessionen haften; die Sicherheiten sind im einzelnen durch eine besondere Vereinbarung fest­zusetzen, dergestalt, daß die veranschlagten Jahreseinkünfte aus ihnen den Jahresbetrag der Verzinsung und Tilgung um mindestens 20 vom Hundert übersteigen.

Обезпеченіемъ означеннаго вь абзацѣ 1-мъ займа должны служить нѣкоторые государственные доходы, вь особенности также арендныя [1179] платы за нѣкоторыя хозяйственныя концессіи, которыя будутъ выданы германиамъ; обезпеченія въ отдѣльности должны быть установлены особымъ соглаше­ніемъ такимъ образомъ, чтобы предусмот­рѣнные въ смѣтѣ годовые доходы отъ нихъ превышали годовую сумму процентовъ ­и погашенія по крайней мѣрѣ на 20 %.

§ 4. [Bearbeiten]

Wegen des Restbetrags von 1 Milliarde Mark bleibt, soweit seine Zahlung nicht mit Zustimmung Deutschlands von der Ukraine und Finnland bei ihrer Vermögensauseinandersetzung mit Rußland übernommen wird, eine besondere Vereinbarung vorbehalten.

§ 4. [Bearbeiten]

Въ отношеніи остатка въ 1 милліардъ марокъ, поскольку онъ не будетъ, съ согласія Германіи, принять на себя Украиной и Финляндіей при ихъ соглашеніи съ Россіей по поводу рас­предѣленія имуществъ, стороны оставлаютъ за собою право войти въ особое соглашеніе.

Artikel 4. [Bearbeiten]

In Rußland befindliche Vermögensgegenstände von Deutschen, die vor dem 1. Juli 1918 zu Gunsten des Staates oder einer Gemeinde enteignet oder sonst der Verfügungsmacht des Eigentümers entzogen worden sind, sollen diesem auf Antrag gegen Rückgewährung der Entschädigungssumme, die er aus dem im Artikel 2 bezeichneten Betrag erhalten hat, und unter Berücksichtigung etwaiger Verbesserungen oder Verschlechterungen wiederübertragen werden, wenn die Vermögensgegenstände nicht im Besitze des Staates oder der Gemeinde verbleiben oder wenn eine Enteig­nung oder sonstige Entziehung gleichartiger Vermögensgegenstände gegenüber Lan­deseinwohnern oder Angehörigen eines dritten Landes nicht erfolgt ist oder wiederaufgehoben wird; der Antrag aus Rückübertragung ist innerhalb eines Jahres nach dem Zeitpunkt, wo diese beansprucht werden kann, zu stellen.

Статья 4. [Bearbeiten]

Находящіяся въ Россіи имущества германцевъ, отчужденныя до 1-го іюля 1918-го года въ пользу государства или мѣстныхъ само­управленій, или собственникъ которыхъ былъ лишенъ какимъ-либо инымъ образомъ права распоряженія, должны быть по требованію возвращены собственнику при условіи воз­вращенія суммы вознагражденія, полученной имъ изъ означенной въ статьѣ 2-й суммы и учета возможныхъ улучшеній или ухудшеній, въ томъ случаѣ, когда имущества не остаются въ обладаніи государства или мѣстныхъ само-управленій или если отчужденіе или иное отобраніе однородныхъ имуществъ не послѣдовало или отмѣняется по отношенію къ мѣстнымъ жителямъ или гражданамъ третьей страны; требованіе о возвращеніи должно быть заявлено въ теченіе одного года, начиная со срока, когда возвращеніе можеть быть потребовано.

 

 

С другой стороны, Англия и Франция были озабочены судьбой Польши и не хотели отдавать формирование польской государственности на откуп Германии и Австро-Венгрии. Поэтому в августе 1917 года в Париже был создан Польский национальный комитет. 29 августа 1918 года Совет народных комиссаров, действуя в развитие Декрета о мире и Декларации прав народов России, пошёл навстречу странам-победительницам и принял декрет об отказе от договоров о разделах Польши, заключённых бывшей Российской империей.

Польский вопрос оставался самым болезненным. Как говорит известный пуб­лицист А. Б. Широкорад, «диктатор Пилсудский был слишком умён, чтобы открыто объявить о создании Речи Посполитой “от можа до можа”. Ту же идею он решил подать под другим соусом и выдвинул план создания федерации из ряда государств, созданных на территории бывшей Российской империи (“от Гельсингфорса до Тифлиса”). Доминировать в этой федерации, естественно, следовало Польше. В известной мере Пилсудского напугал и марш Деникина к Москве. А Деникин, в отличие от ряда белых генералов, не только на словах, но и на деле стоял “за единую и неделимую”. Поэтому Пилсудский в 1919 году предпочитал видеть в Москве Ленина и Троцкого, но никак не Деникина»[9].

Добавлю, что основная ответственность и вина за многовековой конфликт между русскими и поляками лежит на польской католической церкви.[10] К сожалению, ничего не изменилось поныне. Кажется, что папский престол хочет улучшить отношения с правительством России и руководством Русской Православной Церкви, но польские католические епископы открыто настаивают на вероучительном превосходстве своей церкви и исподтишка разжигают и поддерживают неприязнь католической паствы к российским православным верующим и к России.

Кроме перечисленного выше, по кабальному договору были отданы на Кавказе Карсская и Батумская области. Советское правительство обязалось признать независимость Украины в лице правительства УНР. По Брестскому миру от России была отторгнута территория площадью 780 тыс. кв. км с населением 56 миллионов человек (треть населения Российской империи).

Уничтожалась вся архитектоника страны, невозможно без слёз говорить о разрушении церковной инфраструктуры, разграблении храмов, вывозе за границу несметных сокровищ, многие из которых присвоены (точнее, украдены) европейскими королевскими дворами, украшают лучшие музеи и частные коллекции Америки и Европы.

 

Распродавалась бесценная живопись из собрания Эрмитажа. Ворованные драгоценные пасхальные яйца Фаберже в открытую выставлялись на известных мировых аукционах. А что-то, как, например, церковные иконы, просто сжигалось в огне костров богоборцами. «И стоял народ и смотрел» (Евангелие от Луки 23:35), как на картине Эль Греко, которую этот уроженец Крита создавал в смыслах вселенского христианства, понимая непреходящее значение евангельских архетипов, предчувствуя повторение минувшего в настоящем и грядущем.

В алом закате, в зареве кроваво-красного хитона (никогда Эль Греко ни прежде, ни после не использовал такой цвет, символизирующий саму жизнь), который срывает с Христа беснующаяся, кровожадная толпа, Спаситель принимает Божию волю и идёт на Крест. Смиренно следуют за Ним немногие верные Ему. Воин, которому по жребию достался хитон, ухватился за ворот и пытается сорвать его со Спасителя, кротко принимающего боль и унижения. Острия копий пронзают грозовое небо. Но Иисус Христос спокоен, он молится о Своих гонителях.

Так же Николай II, читая молитвы о тех, кто унижает и убивает его и его Святую Семью, сознательно и кротко принимает Божий о нём замысел, понимая, что Царской жертвой будет спасена Россия. Он верил во спасение России, когда оказался вместе со своей православной Родиной в эпицентре зверств, когда, как говорит их очевидец поэт Максимилиан Волошин в стихотворении «Потомкам» (1921):

Разверзлись хляби душ и недра жизни,

И нас слизнул ночной водоворот.

Стал человек — один другому — дьявол;

Кровь — спайкой душ; борьба за жизнь — законом;

И долгом — месть.

Но мы не покорились:

Ослушники законов естества —

В себе самих укрыли наше солнце,

На дне темниц мы выносили силу

Неодолимую любви, и в пытках

Мы выучились верить и молиться

За палачей...

Сиротством веет от этой ужасающей исторической картины, вспоминаются евангельская притча о возвращении блудного сына и гениальная мысль выдающегося современного русского философа А. С. Панарина: «Инфантильная реакция народа, взбунтовавшегося против государства — Отца, ведёт к отцеубийству и, следовательно, к сиротству народа, которого больше некому защищать от внешних и внутренних хищников»[11].

Звериные их оскалы, алчные лица, искажённые жаждой наживы, можно представить по ещё одной выдающейся картине — по трагическому гротеску Иеронима Босха на евангельский сюжет «Несение креста».

Но сегодня появилась и такая обнадёживающая мысль, которую высказал обозреватель Владимир Букарский: «Думаю, что сейчас начнётся настоящее очищение Церкви Христовой от всего прилипшего к ней — грязного, подлого и приспособ­ленческого. Искренне надеюсь, что Церковь покинут все слу­чайные, нестойкие люди, равно как и все её внутренние черви-разрушители... А в Церкви, по меньшей мере на Украине-Малороссии, останутся те, кто готов нести свой крест. В прямом и переносном смыслах»[12].

На картине Босха Иисус Христос Крест несёт один. И Русская Православная Церковь понесёт крест раскола одна.

И ещё одна евангельская аналогия. Почти весь XX век казалось, что на примере России притчу о «Возвращении блудного сына» можно переименовать в историю о «Невозвращении блудного сына». Казалось, у русского народа навсегда ­иссякло сыновнее чувство, что он никогда не раскается и не вернётся к Отцу Небесному — ко Христу в Его Дом — в Его Церковь, которую в самозабвении сам и разгромил.

Но опять было доказано, что истинно и неизменно слово Библии: «Когда же он [блудный сын] прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему... Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся...» (Евангелие от Луки 15:11–32).

То же можно сказать о русском народе — он был мёртв без веры во Христа, но ожилпропадал — и нашёлся. Это библейское событие можно назвать мета­форой новейшей истории России и отражением вечного закона — безмерно­го ­милосердия Христова, Который простёр Свои объятия кающемуся русскому народу.

И народ России радостно возвращается в свой родной духовный дом — в Русскую Православную Церковь. Сегодня многие люди всё больше осознают, что Православие имеет неоценимое значение для понимания нашего прошлого, для устроения нынешней жизни и для созидания лучшего будущего.

Современная интеллигенция, особенно учащаяся молодёжь, обуреваемые мировоззренческими исканиями, стремятся к узнаванию традиции и к духовному сближению с Русской Православной Церковью. Исторический опыт способствует ­пониманию того, что народу нужен не только диалог с Церковью, как в случае Религиозно-Философских собраний начала прошлого века, но пастырское наставничество, духовное просвещение, помощь в воцерковлении.

Только тогда отпадут многие трудные для интеллигенции вопросы. Общение может иметь и лекционную составляющую, происходить в академическом зале, но урок должен закрепляться в храме, в литургической жизни Русской Церкви, получившей наибольший дар Света Божия, обладающей несметными сокровищами — светочами — русскими подвижниками разных чинов святости.

Сфера образования стала полем битвы идеологий. Сегодня уже не кажется странным, что европейские страны вдруг озаботились состоянием образования в России. С высокой долей правдоподобия можно предположить, что в неизвестных нам глубинах взаимных договорённостей, прежде всего, стоят интересы Америки. Она уже не раз пользовалась смутой очередной «перестройки» в России с достаточной для себя выгодой.

Страны Запада стараются «выманить» из России наиболее квалифицированные кадры. Директор Института экономики здравоохранения Лариса Попович обращает внимание на неприятный парадокс: «Чем лучше мы учим своих студентов языкам, современным технологиям, тем выше спрос на них за рубежом. Израиль благодарен России, поскольку ему удалось сэкономить на обучении специалистов в области медицины 86 млрд руб.». Естественно, что соответствующие приглашения получают самые перспективные и одарённые. Причём эти люди уезжают, ни в какой форме не отдав долги обучившему их государству.

В сфере образования и науки страна должна найти собственный путь. На сегодня в этой области Россия, к сожалению, ограничена в денежных затратах. Пока что мы инвестируем в науку в 2 раза меньше средств, чем маленькая Южная Корея, в 11 раз меньше — чем Китай, в 13,5 раз меньше, чем Америка.

Поэтому Болонские соглашения как раз и загоняют мыслящих людей России в некое «прокрустово ложе» английского и только английского языка.

Америка «давит» и «давит». Она имеет к этому весомые основания: вся математика, все программные продукты, даже серверы, которые стоят у нас, — американские. В отечественных кругах среди людей, сопричастных проблеме, ставился вопрос о замене их на немецкое оборудование. Но через малое время все они оказались уволенными[13].

Как известно, интеллигенция всегда была той зыбкой в идеологическом плане прослойкой, которая влияла на политику государства и на мнение традиционных сословий. Поэтому за умы её представителей поныне идёт борьба. Очевидно, что интеллигенция в России не может быть без некой великой идеи, она не может существовать, не служа правде и справедливости, хотя, как во все времена, находилось немало и антиподов. Но лучших, даже при богоборческой советской власти, было больше.

Советская интеллигенция жила идеей служения своему народу, поддерживала нравственные его качества — примеры множественны, имена велики: вспомним писателей Василия Шукшина, Валентина Распутина, Александра Вампилова, поэтов Николая Рубцова, Егора Исаева, композиторов Георгия Свиридова, Вячеслава Овчинникова, Валерия Гаврилина, художника Илью Глазунова, искусствоведа Савву Ямщикова и многих-многих других наших выдающихся соотечественников.

Когда советская эпоха с её идеологизированными лозунгами и запретами канула в прошлое, большая часть талантливого, высокообразованного народа России обернулась к Православию. Сегодня этот мощный поток пополняется новыми силами, молодыми людьми, которые отчётливо понимают, что без веры, без традиции, без национального фундамента невозможно противостоять вновь ополчившемуся на Россию алчному, лживому миру «золотого тельца».

Успешно и смело противостоит православная интеллигенция захватнической политике Запада, нацелившегося на российский интеллект. Молодые люди могут спастись от западного интеллектуально рабства, только будучи духовно подготовленными, исторически грамотными, верующими. Много сегодня для этого сделано и делается.

Миссионерская деятельность современной Русской Православной Церкви — доказательство благотворного взаимодействия Церкви и интеллигенции, Церкви и армии, Церкви и школы. Это примеры важного в наше время «апостольского отклика».

Сегодня обретают глубокий смысл слова о. Г. Флоровского, сказанные о святителе Тихоне Задонском: «…Он писал для этого мира, свидетельствовал о Спасителе погибающему миру, и не ищущему спасения. Это был апостольский отклик на безумие вольнодумного века...»[14].

Хочется надеяться, что в XXI веке в результате искреннего, трудоёмкого «апос­тольского отклика» общество обратится к поискам пути спасения и настанет эпоха окончательного примирения между Церковью и интеллигенцией, которое послужит их творческому взаимодействию, историческому просвещению всего народа. Благо России и мира невозможно без покаяния, без осознания уроков истории, которые трудно понять в отрыве от христианства.

Именно христианским мировоззрением русского народа, жертвенной любовью к своему Отечеству, страданием «за други своя», неискоренимыми ни революциями, ни кровопролитными войнами, объясняются великие победы, которые наша страна неоднократно свершала в XX веке. В десятилетия революционных гонений, в годы нашествия на Россию фашистских полчищ оккультного немецкого рейха, когда казалось, что наше поражение неизбежно, глубокая родословная вера народа стала мощным духовным оружием, много послужившим Победе в Великой Отечественной войне.

И вот о чём важно, о чём надо, наконец, чётко и прямо сказать: единственным народом в Европе — народом, не участвовавшим в уничтожении евреев во время Второй мировой войны, народом, никаким образом не причастным к еврейскому холокосту, является русский народ. И это притом, что русский народ более всего пострадал от развязанного еврейскими вождями красного террора первых лет большевистской власти. Это было возможным благодаря тому, что наш народ защищает своё Отечество не только с оружием в руках, но и с Богом в незлобивом, незлопамятном и милосердствующем сердце.

Сталин на приёме в Кремле 24 мая 1945 года в честь командующих войсками Красной Армии, произнося тост за Победу, сказал:

«Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.

У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941–1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам сёла и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, ­Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода.

Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошёл на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства и пошёл на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии.

И это доверие русского народа Советскому правительству оказалась той решаю­щей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества, — над фашизмом».

Надо неукоснительно говорить миру всю правду о той войне, но не будем забывать, что из общего числа погибших в годы Великой Отечественной войны русских людей погибло 66,2 %. И не надо бояться той клеветы, которая широким фронтом развернулась против великого Подвига нашего народа. Но для того, чтобы нам победить и в современной борьбе, нужна воля, а для неё — вера в Бога.

Поныне не потеряли своей актуальности слова генерала Дитерихса, сказанные век назад: «Нет, не спасти России боярам-западникам — демократам с крестьянами, ни боярам-западникам — социалистам с монархией; не спасти России отдельным сословиям, классам и кастам; не спасти её каким-либо политическим партиям. Россия не может быть ни пролетарской, ни крестьянской, ни рабочей, ни служилой, ни боярской. Россия может быть только — Россией Христа, Россией “всея земли”. Надо прочувствовать это, познать это и поверить в это. Здесь нет ни монархистов, ни кадет, ни октябристов, ни трудовиков, ни социалистов; здесь нет ни классов, ни сословий, ни чиновников, ни генералов, ни офицеров, ни купцов, ни фабрикантов, ни рабочих, ни крестьян. Здесь только одно — национальная Россия с её исторической нравственно-религиозной идеологией.

За эту-то Россию и боролись Державные Вожди Романовской династии. Боролись, как умели, как Бог давал разума, и если грешили в умении, то в духе и идее были велики и святы.

В этой борьбе создалась для династии Романовых тяжёлая, сложная историческая трагедия, которая в связи с временным ослаблением во “всея земле” горения идеи привела к смертельной агонии последней царствовавшей Августейшей Семьи»[15] (курсив мой. — М. Д.).

По дороге, проторённой Христом, шёл последний русский Царь Николай II. В 1941 году за ним пошла оказавшаяся на краю бездны и заглянувшая в неё вся Россия, ставшая во искупление заступницей от смертельной тьмы не отдельных народов (о национальностях тогда и не помышляли), а спасительницей жизни на Земле.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) 9 мая 1945 года в своей речи отметил:

«...Бог посрамил дерзкие мечты злодеев и разбойников, и мы видим их теперь несущими грозное возмездие за свои злодеяния.

Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня, — дня, в который изрёк Господь праведный суд Свой над злейшими врагами человечества, — и Православная Русь, после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни ради спасения Отечества, — ныне предстоит Господу Сил в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру».

И сияли золотыми имперскими погонами участники Парада Победы. И светились купола древних московских храмов. И слёзно трепетали от людских вздохов свечи пред святыми православными иконами.

Конечно, об искуплении в те радостные дни не думали. Понимание связи событий и поступков приходило постепенно, как долгий рассвет. И сегодня мы видим, что Николай II, Помазанник Божий, не зря принёс себя в жертву, — Россия воскресает, укрепляется вера, развивается «христианское чувство истории». Бог мило­серден, если грешник обращается к Нему с покаянием, с молитвой о прощении.

Настаёт чаемый Николаем II «счастливый день». Подтверждается мысль прозорливого философа А. С. Панарина: «Человеческие попытки заполучить запланированную историю, развивающуюся в заранее заданном направлении, тщетны в принципе, ибо человеческая история слишком серьёзное дело, чтобы принадлежать человеку, — она принадлежит Богу. Если бы она безраздельно попала в руки человеческие, она давно бы уже закончилась»[16].

Человеческая история, слава Богу, не закончилась. И не закончится, пока существует любовь Христа к нам и наша любовь ко Христу, пока спасительно страдание, ведь, как говорит преп. Максим Исповедник: «Кто страданием своим приобрёл уже плоды любви, тот не отпадёт от неё, хотя бы претерпел тысячи зол»[17].

Наш народ страданием Царя и молитвами всех новомучеников и исповедников Церкви Русской, терпением «тысяч зол» в богоборческие времена и во времена фашистского нашествия обрёл мудрость, искупил зло и сегодня возвращает, собирая и сшивая в своём духе, ризы Христианской Любви.



[1] Хавкин Б. Могли ли немцы спасти Царскую Семью? // Родина. 2018. № 7. С. 116.

[2]Федотов Г. П. Будет ли существовать Россия // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. — М., 1990. С. 450–451. (Цит. по: Мясников В. С. Китай — катящийся камень. Институт Дальнего Востока РАН. —  М.: Наука, 2018. С. 303–304).

[3] Там же. С. 304.

[4] Там же.

[5]Мясников В. С. Китай — катящийся камень. Институт Дальнего Востока РАН. — М.: Наука, 2018. С. 304.

[6] Мясников В. С. Китай — катящийся камень. С. 305.

[7]Папаяни Ф. А. Имперское будущее России // Противоборство идеологических проектов XIX–XXI вв. / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Русская цивилизация, 2019. С. 510.

[8] Цит. по: Широкорад А. Б. Давний спор славян: Россия, Польша, Литва. — М.: АСТ: Хранитель, 2007. С. 582.

[9] Цит. по: Широкорад А. Б. Давний спор славян: Россия, Польша, Литва. — М.: АСТ: Хранитель, 2007. С. 586, 588.

[10] См. подробнее: Константин (Горянов), митрополит. «Поступайте осторожно ...потому что дни лукавы». Брестская уния 1596 года как церковно-политический плод унионального богословия, её наследие и наследники // Апокалипсисы революций. — СПб.: Родная Ладога, 2018. С. 83–122.

[11]Панарин А. С. Православная цивилизация. — СПб., 2014. С. 120.

[12]Мономах О. С. Варфоломей легализует раскол // Русский Дом, 2018. № 12. С. 5.

[13]Романов Ю. И. Болонский процесс как путь к иллюзорной упорядоченности через предваряющий хаос // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2018. № 22 (3). С. 80–83.

[14]Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. — Париж, 1937. С. 124.

[15]Дитерихс М. К. Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале.  — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви; Изд-во «ДАРЪ», 2006. С. 485–486.

[16]Панарин А. С. Православная цивилизация. — СПб., 2014. С. 238.

[17]Максим Исповедник, преподобный. Главы о любви. — СПб.: Образ, 2005. С. 16.