Протоиерей Дмитрий Нецветаев

Митрофорный протоиерей Димитрий Дмитриевич Нецветаев родился в 1963 году в городе Кострома. В семье его родителей протоиерея Димитрия Андреевича (впоследствии Экзарха Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки) и Елены Яковлевны Нецветаевых он стал пятым из 16 детей. 

По окончании средней школы в 1981 г. поступил в Одесскую духовную семинарию.  С 1982 по 1984 годы проходил срочную военную службу в рядах Советской Армии. В 1986 г.  оканчивает духовную семинарию в г. Одесса. С 1986 по 1990 -   студент Ленинградской духовной академии.

В 1989 г. вступает в брак с воспитанницей регентского отделения ЛДАиС Дмитриевой Светланой Петровной. 19.12.1989г. Преосвященным Арсением, епископом Ладожским в Свято-Никольском кафедральном соборе г. Ленинград был рукоположен в сан диакона.

В 1990 г. становится научным сотрудником ОВЦС МП и слушателем аспирантуры при ОВЦС МП в г. Москва.  В 1991г. в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска Высокопреосвященнейшим Кириллом, митрополитом Смоленским и Калининградским, Председателем ОВЦС МП (ныне Патриарх Московский и всея Руси) рукоположен в сан пресвитера.

В 1992 г. священник Димитрий Нецветаев оканчивает Аспирантуру и становится настоятелем русских храмов в Тунисской республике: Воскресения Христова г. Тунис и Александра Невского г. Бизерта. С 2001 г. параллельно с основным послушанием в Тунисе от священноначалия РПЦ получает благословение на окормление русского прихода на острове Мальта. Летом 2003 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви назначен настоятелем ставропигиального прихода Святого апостола Павла на Мальте.

В 1996 г. награжден наперсным крестом, во время визита Высокопреосвященнейшего митрополита Кирилла в Тунис.  В 2001 г. возведен сан протоиерея, а 2006 году удостоен права ношения палицы, в апреле 2011 года удостоен права ношения наперсного креста с украшениями. В 2005 году Высокопреосвященнейшим митрополитом Карфагенским Алексием удостоен права ношения двух крестов с украшениями. В 2017 году к празднику святой Пасхи Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом удостоен права ношения митры.

В 2013 г. защитил диссертацию в Санкт-Петербургской Духовной Православной Академии на тему «Древняя Карфагенская Церковь во времена гонений» и получает степень Магистра Богословия. 

В настоящее время протоиерей Димитрий Нецветаев – настоятель храмов в Тунисе: Воскресения Христова в Тунисе и святого Благоверного великого князя Александра Невского, а также прихода святого апостола Павла на Мальте.

Статьи автора

Православные храмы в Тунисе

История русской православной общины в Тунисе начинается с декабря 1920 года, когда в тунисский порт Бизерта вошли 33 военных корабля и 1 пароход Российского Черноморского флота, экипажи которых отказались служить новой власти в России.

После ухода из Крыма в Константинополь (Стамбул) приказом командующего вице-адмирала Кедрова 21 ноября 1920 года флот был переименован в Русскую эскадру. После кратковременного пребывания в Константинополе Русская эскадра с более чем шестью тысячами беженцев — адмиралами, офицерами, нижними чинами и членами их семей, совершив героический переход в тяжёлых погодных условиях, стала на якорь в гавани г. Бизерта.

На кораблях в Тунис прибыли также 13 православных священников. Среди них своей активностью выделялся протоиерей Георгий Спасский, который уже с 1921 года начал переписку с властями Франции, осуществлявшей протекторат над Тунисом, об открытии русского православного прихода. Церковные службы совершались на специально оборудованных для этих целей палубах линейного корабля «Георгий Победоносец», крейсеров «Алмаз» и «Кагул», а также в созданном неподалеку от Бизерты в крепости Сфаят Морском корпусе, который в течение пяти лет готовил гардемаринов.

В 1924 году с признанием Францией Советской России русские корабли пере­шли в собственность СССР и Франции. Дальнейшая их судьба малоизвестна.

Часть русской общины перебралась в тунисскую столицу, где в снятом в 1922 году доме № 60 на улице Selliers было оборудовано помещение для церкви, освящённой в честь Воскресения Христова. Сюда привезли иконостас с крейсера «Кагул», разобранный иконостас с «Георгия Победоносца» и церковную утварь с этих и прочих кораблей. Первым настоятелем храма стал митрофорный прото­иерей Константин Михайловский, проживавший со своей семьёй в этом же доме.

Богослужебная утварь и некоторые иконы из корабельной церкви на «Георгии Победоносце», где до спуска Андреевского флага служил протоиерей Иоанникий Полетаев, была перенесена в арендованную квартиру на улице Anjou (Бизерта), в одной из комнат которой и проходили службы.

Православный церковный приход, созданный в Тунисе, чуть позже стал относиться к юрисдикции Русской Зарубежной Православной Церкви (РЗПЦ).

В 1936 году было получено разрешение французских властей на строительство храма в Бизерте. 10 октября 1937 года состоялась его торжественная закладка. В закладной камень были вложены икона Спасителя, коробочка с русской землей и кусок пергамента с «написанием» о закладке. По проекту русского архитектора М. Ф. Козмина на пожертвования русских эмигрантов в 1938 году завершается строительство первой русской церкви в Тунисском государстве. 10 сентября 1939 года новосооружённый храм был освящен в честь Святого Благоверного князя Алек­сандра Невского. Первым его настоятелем стал протоиерей Иоанникий Полетаев.

После освящения храма бывший начальник штаба Русской эскадры контр-адмирал А. И. Тихменев написал в одной из газет: «… Там, в Бизерте, сооружён скромный Храм-Памятник последним кораблям Российского Императорского Флота, в нём завеса на Царских Вратах — Андреевский стяг, в этом Храме-Памятнике мраморные доски с названиями кораблей эскадры. Храм этот будет служить местом поклонения будущих русских поколений».

В 1956–1960 годы интерьер этого храма был расписан его последним настоятелем от РЗПЦ архимандритом Пантелеимоном (Роговым).

После Второй мировой войны начался сбор средств на строительство православного храма в тунисской столице. Большая часть денег поступила от русских эмигрантов — родственников моряков. В 1953 году было получено разрешение, а в октябре того же года заложен первый камень церкви Воскресения Христова, в который была помещена частица мощей священномученика Киприана, епископа Карфагенского, великого распространителя христианства на тунисской земле в III веке.

Храм был сооружён по проекту архитектора Михаила Козмина и главного инженера-строителя Владимира Лагодовского. 10 июня 1956 года состоялось его торжественное освящение, которое совершил в сослужении духовенства Преосвященный Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский, (в то время уже Бельгийский), ныне причисленный к лику святых. В новый храм переносятся иконы и утварь из бывшего церковного помещения на улице Sellier, ранее снятые с русских кораблей.

С 1956 года количество прихожан двух храмов стало сокращаться. В январе 1962 года последний настоятель уже обоих храмов покидает Тунис. Начиная с 1963 года оба прихода в городах Тунис и Бизерта лишь один-два раза в год обслуживал священник Александрийской Патриархии из кафедрального собора Святого Георгия Победоносца тунисской столицы, который тоже покидает Тунис в середине 1980-х годов.

Только с 1980-х годов приход стал увеличиваться за счёт женщин из России и других республик СССР, чьи мужья-тунисцы получили образование в советских вузах. В феврале 1990 года А. А. Ширинская-Манштейн, возглавившая русскую православную общину в Тунисе, выражая волю верующих, обратилась к Патриарху Московскому и всея Руси Пимену.

В своём письме она сообщила, что православные приходы в Тунисе, находя­щиеся под юрисдикцией Русской Зарубежной Церкви, уже около 30 лет не имеют русского священника, а побывавший в Тунисе в 1989 году представитель её Архиерейского Синода архиепископ Лавр не смог помочь возродить духовную жизнь общины. В связи с этим А. А. Ширинская-Манштейн попросила Святейшего Пат­риарха принять русскую православную общину в Тунисе в лоно Русской Православной Церкви и направить в Тунис священника из России.

18 февраля 1992 года Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил принять Русскую право­славную общину в Тунисе в юрисдикцию Московского Патриархата и назначить священника Димитрия Нецветаева настоятелем Воскресенского храма в столице Республики и храма Александра Невского в Бизерте.

Приезд православного священника возродил приходскую жизнь и сплотил верующих. С этого времени, благодаря взносам новых членов Православных ассоциаций городов Тунис и Бизерта, русские храмы удалось полностью отремонтировать. Благотворительный взнос в размере трёх тысяч американских долларов на приведение в порядок Бизертской церкви поступил от Ясира Арафата — руководителя Организации освобождения Палестины, штаб-квартира которой находилась в то время в тунисской столице.

В феврале 1993 года на освящении храма Александра Невского после ремонта присутствовала супруга Ясира Арафата — Суха. Она пожертвовала для Бизертского храма искусно выполненную из оливкового дерева композицию «Тайной Вечери», с тех пор находящуюся в этой церкви.

Русские храмы в Тунисе являются архитектурными и историческими памятниками. Воскресенский храм в Тунисе построен по подобию древнего памятника русской архитектуры XII века церкви Покрова на Нерли. Храм Александра Невского сооружён по подобию русских церквей XVII века и является единственным храмом-памятником Черноморской эскадре Российского флота, прибывшей в Бизерту в 1920–1921 годах. На внутренней стене храма помещена табличка с названиями всех русских кораблей и судов, пришедших в Бизерту, а также мемориальные доски с именами морских офицеров Русской эскадры.

Главной святыней Воскресенского храма является напрестольный крест, в котором имеется частица Животворящего Древа Креста Господня и частицы мощей святых священномученика Киприана Карфагенского, священномученика Фла­виана Карфагенского, мученицы Виктории Абитинской и святителя Василия Великого.

Иконостас, большие и часть маленьких икон, а также подсвечники и хоругви тунисского храма сняты с русских кораблей: линкора «Генерал Алексеев», лёгкого крейсера «Кагул» и штабного судна «Георгий Победоносец», о чём в храме имеются специальные таблички. Помимо этого, в храме находятся две иконы Крещения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы, снятые с кораблей, затопленных в 1854 году в Севастополе.

В храме также имеются две мраморные мемориальные доски. Одна — на русском и французском языках с именами погибших русских, которые воевали на стороне «Сражающейся Франции», другая —  на русском — установлена в 2002 году в память о 7 тысячах советских военнопленных, погибших в Тунисе и Ливии в годы Второй мировой войны. Вазами для цветов в храме служат гильзы от корабельных орудий.

 

В октябре 2005 года в храме Воскресения Христова появилась звонница с тремя колоколами. Их отлили в Москве специально для русских храмов в Тунисе с надписями: «Памяти Русской Эскадры, 1920–1925 гг.», «Господи, упокой души их с миром — 2005 г.».

Инициативу в создании звонницы, отливки колоколов, доставки их в Тунис и полное финансирование этого благого дела взял на себя русский патриот из Моск­вы Николай Дмитриевич Осипов, всей душой сопереживавший трагедии завершения существования Российского Императорского Флота.

Во время празднования 80-летнего юбилея существования русского прихода в Тунисе в марте 2001 года с архипастырским визитом оба храма посетил Высокопреосвященнейший Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Владыка отслужил панихиду на кладбище русских моряков в Бизерте, великую вечерню в храме Святого благоверного князя Александра Невского, Божественную литургию и заупокойную литию в храме Воскресения Христова, провёл встречу с представителями православной общины в РЦНК. Во время этого визита активные прихожане были удостоены церковных наград.

Церковно-приходской совет обоих храмов тесно взаимодействует с Российским посольством, Российским центром науки и культуры (РЦНК), с клубом соотечественников «Жаркий». Они вместе проводят Великие Православные праздники и знаменательные даты в истории России, изыскивают средства для ремонта храмов и ухода за могилами русских моряков на бизертском и тунисском кладбищах, организуют музыкально-литературные вечера. Настоятелем храмов в РЦНК проводятся лекции на духовно-нравственные темы.

В 15 километрах от Воскресенского храма, в г. Карфаген (Сartage), находятся руины древнего римского амфитеатра — место публичных мучений многих христиан. Там построена католическая часовня, освящённая в честь святых мучениц Перпетуи, Филицитаты, мучеников Ревоката, Сатира, Саторнила и Секунда, пострадавших в 206 году. В день памяти святых мучеников Карфагенских 14 февраля на месте их мученических страданий служится православный молебен.

В центре тунисской столицы на расстоянии двух километров от Воскресенского храма располагается христианское кладбище Боржель, на котором имеется Русская секция с захоронением наших соотечественников. Могилы русских моряков есть также на христианском кладбище в Бизерте.

В родительские поминальные субботы, в памятные даты, связанные с историей Российского Флота и Черноморской эскадры, прибывшей в Тунис, а также с посещениями Русского прихода в Тунисе официальных делегаций на кладбищах служатся заупокойные панихиды. В 2005 году завершились работы в обновлении русских могил на обоих кладбищах.

Церкви стали центрами притяжения для наших соотечественников. На богослужениях присутствуют сотрудники посольства РФ, других российских государственных учреждений, российские предприниматели, обосновавшиеся в Тунисе, а также православные украинцы, белорусы, болгары, сербы, румыны, греки, палестинцы.

В Воскресенском храме совершаются таинства Крещения, Венчания, Елеосвящения, Отпевания, по желанию прихожан и православных гостей храмов служатся различные молебны и панихиды. В храме Александра Невского богослужение бывает один раз в месяц, согласно расписанию, составленному на целый год.

Календарь

Существует множество вопросов относительно календаря. Какой календарь используется в современном мире? Почему мы используем именно этот календарь? Насколько он удобен и практичен в употреблении? Откуда появился этот календарь и почему он так называется? Почему мы называем девятый месяц сентябрём, хотя из названия он должен быть только седьмым? Может, тот календарь, которым мы пользуемся, не такой совершенный и наступило время перейти на новый? Если да, то на какой?

 

Древний календарь

 

В современном мире не существует государства, народа, да и просто человека, который бы не пользовался календарем. Более 99 % всего населения земного шара используют так называемый григорианский календарь. По этому календарю живут министерства, государственные и частные предприятия, учебные заведения, телевидение, проходит частная жизнь каждого человека. Невозможно даже представить себе жизнь без чётко отработанной системы времяисчисления.

Но, конечно, современный календарь существовал не всегда. До наших дней дошли сведения о многих древних календарных системах: ассирийской, древнеегипетской, шумерской, тибетской, римской, древнеперсидской, китайской и пр.

В данной работе я не буду рассматривать варианты всех этих календарей, а только тех, которые стали первоисточниками употребляемого почти всем миром григорианского календаря.

Первый календарь в виде семидневной недели был заложен Самим Господом. Бог за шесть дней создал мир, а на седьмой почил. Не случайно в заповедях, данных Богом Моисею на Синае, сказано о соблюдении недели:

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» (Исход 20:8-9).

Таким образом, Господом отмечена именно семидневная цикличность. Можно предположить, что Адам и Ева после изгнания из Рая пользовались этим первым календарём. Не случайно ещё древние люди чётко соблюдали дни недели, назвав их по имени видимых невооружённым глазом небесных тел: Солнца, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна. Эти названия до сих пор сохранились во многих языках, таких как английский и французский: Monday, lundi (день Луны), Tuesday, mardi (день Марса), Wednesday mercredi (день Меркурия), Thursday, jeudi (день Юпитера), Friday vendredi (день Венеры), Saturday, samedi (день Сатурна) и Sunday, dimanche (день Солнца).[1]

В более поздние времена древние народы обратили внимание на то, что Луна периодически изменяет свой внешний вид, попеременно переходя от новолуния к первой четверти, затем к полнолунию, последней четверти и вновь к новолунию. Эти различные виды Луны называются фазами. Промежуток времени между двумя одинаковыми фазами — от новолуния до новолуния — первоначально определялся в 30 дней. Так как в каждой из всех четырёх фаз Луны получается не точное количество 7 суток, число дней полного лунного круга стало насчитывать не 28, а 29 или 30 дней.[2] Отсюда люди стали выделять так называемый лунный месяц.

Само по себе русское слово «месяц», как и во многих других языках, означает название естественного спутника Земли — Луны. Так появилась более крупная, чем сутки, единица измерения времени — лунный месяц, — имевшая важное значение в календарях многих древних народов: китайцев, вавилонян, евреев, индийцев и ряда других. Этот промежуток времени и вошёл во многие древние календари.

Более совершенный календарь особенно понадобился людям, когда они стали возделывать землю, увидев в изменении погоды должную цикличность: когда наступает засуха, а когда начинаются холода; когда нужно сеять, а когда необходимо собирать урожай. Этим самым лунные месяцы были подсчитаны и определено их число, вошедшее в календарный год. Таким образом появились первые календари ещё до возникновения письменности.

Первые допотопные календари выглядели как зарубки или узелки на верёвках, означающих дни. Кстати, ещё в ХХ веке узелковыми календарями пользовались отдельные народы Сибири, Центральной Африки и Полинезии, столь отдалённые по расстоянию друг от друга.[3]

Год в различных календарях начинался в разное время: начало весны, начало осени, в дни весеннего и осеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния и пр. В Древнем Египте начало нового года было связано с разливом Нила.

 

Первый римский календарь

 

Предвестником современного календаря был древний римский календарь. Сохранились сведения о том, что при основании Рима, то есть ещё в 753 году до н. э. он вовсю уже использовался. Римский год начинался с наступлением весны, имел 304 дня и включал в себя 10 месяцев, первоначально именовавшимися порядковыми номерами: Primis (первый), Secundis (второй), Tertis (третий), Quartis (четвёртый), Quintilis (пятый), Sextilis (шестой), September (седьмой), Oktober (восьмой), November (девятый) и December (десятый).[4]

Позже, в VIII веке до н. э. первые четыре месяца получили свои оригинальные названия. Первый месяц стал именоваться в честь бога Марса — Martius (мартом). Второй получил название Aprilis (апрель), образовавшееся от слова «aperire», что значит раскрываться, так как в этот месяц раскрывались почки на деревьях. Majus, то есть маем стал именоваться третий месяц в честь богини Майи, а четвёртый в честь так называемой супруги Юпитера Юноны — Junius (июнем).

Остальные месяцы сохранили свои прежние названия. При этом март, май, квинтилис и октябрь имели 31 день, а остальные шесть месяцев — по 30 дней. Таким образом, год состоял из 304 дней.[5]

В VII веке до н. э. знаменитый римский царь Нума Помпилий, увидев, что десять месяцев не охватывают круглый год, добавил к ним в конце ещё два — одиннадцатый Januarius (январь), названный в честь двуликого бога Януса, и двенадцатый Februarius (февраль), наречённый в честь Фебруус — этрусского бога подземного царства.

Этим самым к 304 дням был добавлен ещё 51 день. Конечно, из этого числа дней невозможно было составить два полноценных месяца, поэтому от шести месяцев, имевших 30 дней, отняли по одному дню, оставив им 29 дней, и присоединили их к 51 дню, создав два новых месяца — январь (29 дней) и февраль (28) дней.[6]

В результате из-за новой реформы 753 года до н. э. получился год с 12 месяцами по 31 дню и 29 днями. Нечётное количество дней в месяце было не случайным, так как римляне боялись чётных чисел, считая их несчастливыми. Только один последний месяц года, февраль, состоял из чётного числа дней — 28. Получившиеся 355 дней тоже были не случайными, они совпадали с 12 лунными месяцами, каждый из которых длится 29,53 дней.[7]

В ряде стран современного мусульманского мира начало нового месяца определяет ответственный человек, как правило имам, который наблюдает на небе за появлением новой луны после затмения в определённый час. От этого зависит, имеет месяц 29 или 30 дней. Так и в те далёкие времена жрец сообщал о начале нового месяца специальным глашатаям, а те публично возвещали народу о наступлении нового месяца.

Лунный год на 11 суток отстаёт от тропического года, когда совершается полное прохождение Земли вокруг Солнца, так как 29,53 × 12 = 354,36. По этой причине даты праздников с каждым годом стали сдвигаться по отношению к привычным явлениям природы. Посему между 23 и 24 февраля год через год стал вставляться добавочный месяц мерцедоний, содержавший 22 или 23 дня. Таким образом, каждые четыре года включали в себя два простых и два удлинённых года:[8]

1. 355 дней;

2. 377;

3. опять 355 дней;

4. 378 дней.

Если подсчитать, то средняя продолжительность года стала превышать 366 суток, что на целый день длиннее тропического года. Чтобы ликвидировать это несоответствие, время от времени понтификам (жрецам) приходилось произвольно добавлять или убавлять мерцедоний, что порой вносило полную неразбериху в празднование тех или иных праздников и дат.[9]

 

 

Реформа Юлия Цезаря

 

Приведенный выше календарь использовался римлянами на протяжении шести веков, покуда в 46 году до н. э. будущий первый римский император Юлий Цезарь не решил навести порядок в существующем календаре, проведя календарную реформу. После посещения Египта, увидев там чёткое соблюдение тропического года в течение четырёх лет, он обратился к известному александрийскому астроному Созигену с просьбой реформировать римский календарь.[10]

К этому времени египетским учёным уже было известно, что относительно созвездий и светил на небе солнце имеет круг в 365,25 дней. Значит, чтобы каждый год чётко начинать в одно и то же время, следует в течение первых трёх лет иметь год в 365 суток, а четвёртый — в 366. Скорее всего, Созиген знал, что ещё за 75 лет до этого греческий учёный Гиппарх установил, что истинный тропический год короче, чем 365,25, на небольшой промежуток времени, но александрийский астроном пренебрёг этим, посчитав сей факт незначительным.[11]

В результате новый год стал начинаться с 1 января. В календарный год вошли 12 месяцев (без мерцедония) с прежними названиями и количеством дней в каждом: январь (31 день), февраль (29 или 30), март (31 день), апрель (30 дней), май (31 день), июнь (30 дней), квинтилис (31 день), секстилис (30 дней), сентябрь (31 день), октябрь (30 дней), ноябрь (31 день) и декабрь (30 дней). Выходит, что число дней чередовалось: чётные месяцы имели 30 дней, а нечётные — 31 день, и только февраль обычного года имел 29 дней.[12]

Перед тем как перейти на новый календарь, Цезарь повелел прибавить к обычному году ещё 90 дней: мерцедоний и два добавочных месяца, состоящих из 33 и 34 дней (23 + 33 + 34 = 90), для того чтобы все праздники отмечались в надлежащий день времени года.

Таким образом, последний год перед началом юлианского календаря включал в себя 445 суток. Этот 46 год до Р. Х. получил название «Год замешательства», или «Беспорядочный». С 44 года до Р. Х. квинтилис в честь Юлия Цезаря был переименован в июль (Julius).[13]

 

 

 

Реформа Августа

 

Таким образом, мы видим, что с 1 января 45 года до Р. Х. по всей Римской империи стал действовать юлианский календарь, не связанный с фазами луны. Исполнители реформы — римские жрецы не поняли или не захотели в точности выполнять предписанное и — вместо четвёртого после трёх обычных — стали делать високосным третий год. Этим самым дни весеннего и осеннего равноденствия и зимнего и летнего солнцестояния стали заметно сдвигаться по времени.[14]

Ошибка была обнаружена только через 37 лет. Исходя из этого, преемник Юлия Цезаря император Октавиан Август повелел провести новую реформу для исправления всех неточностей. Так, с 8 года до Р. Х. по 8 год н. э. не было високосных лет, далее все годы пошли по установленному порядку.[15]

В благодарность императору следующий за июлем месяц секстилис был переименован в «август». Но в отличие от квинтилиса, или июля, в секстилисе 30 дней, а чётное число у римлян, как уже упоминалось, считалось несчастливым. Поэтому было решено сделать в августе 31 день — из февраля был взят один день и добавлен к августу. Таким образом два летних месяца — июль и август — стали иметь 31 день каждый, а февраль обычного года 28 дней.

По этой же причине нарушилась череда длинных и коротких месяцев, пришлось изменить число дней в следующих месяцах: в сентябре стало 30 дней, в октябре 31 день, в ноябре 30 дней, а в декабре 31 день. В результате появился год, разделённый на 12 месяцев со своими названиями и определённым количеством дней. Этот календарь используется до сих пор более 2000 лет.[16]

Римские императоры Тиберий, Нерон и Коммод хотели назвать сентябрь, октябрь и ноябрь своими именами, но это не увенчалось успехом.[17]

Говоря про римский календарь того времени, нужно сказать, что счёт дней в месяцах был не порядковый, а весьма оригинальный. Первые числа месяца, близкие к новолунию, назывались календами, кстати, именно от этого слова и произошло название календарь[18], что значит приуроченный к календам. Само слово календа означало бухгалтерскую книгу, которой пользовались жрецы для подведения итогов по долгам, причитавшихся от граждан. К началу каждого месяца необходимо было полностью рассчитаться по долгам.

Пятые числа таких месяцев, как январь, февраль, апрель, июнь, август, сентябрь, ноябрь и декабрь, и 7-е числа марта, мая, июля и октября назывались нонами. Они были связаны со второй фазой луны, её первой четверти. Через 8 дней после нон, именно 13-е числа первых приведённых месяцев и 15-е числа вторых назывались идами.

При этом времяисчисление у римлян было «от», то есть до конкретных дней календ, нон, ид и никогда после. В число «от» входила и сама дата. К примеру: 28 декабря назывался 5-м днём от январских календ, 10 сентября — 6-й день от сентябрьских ид, а 6 марта —2-й день от мартовских нон.

Начало каждого месяца, то есть 1 мая, 1 июля и т. д. называлось соответственно майские, июльские и т. д. календы, дни же, предшествующие календам, нонам и идам, назывались канунами. То есть 31 декабря — это канун январских календ, 4 апреля — канун апрельских нон, а 14 октября — канун октябрьских ид и т. д...[19]

Таким образом, мы видим, что благодаря императору Августу закончилась реформа юлианского календаря. С этого времени каждый четвёртый год стал иметь 366 дней. Своё название «високосный» год получил ещё при Юлии Цезаре. Это было связано с тем, что свой дополнительный день февраль приобрёл вместо исключённого из употребления месяца мерцедония, располагавшегося между 23 и 24 февраля.

Согласно традиции, 24 февраля именовался 6-м днём от мартовских календ, на латинском языке звучащий как секстус. Повторный день в четвёртый год не мог именоваться февральским квинтилисом, так как это название имело 25 февраля, поэтому добавочный день 24 февраля стал называться биссектилис, то есть дубль 6-й день (от мартовских календ).

Исторически сложилось, что многие звуки на Западе и Востоке в одних и тех же словах различались. Например, звук «B» у латинян звучал у греков как «V». Так латинское слово «биссектилис» превратилось в греческое «високос».[20]

С Крещением Руси в православную веру, взятую у греков, вошёл в употребление действующий юлианский календарь. В русском языке год в 366 дней стал именоваться «високосным». Называть этот год «высокосный» является ошибочным, так как со словом «высокий» он не имеет никакой связи.

 

Летоисчисление от Рождества Христова

 

В настоящее время мир живёт в 2022 году. Этот год отмечается от условной даты Рождества Христова. Действительно ли, что это летоисчисление стали вести сразу после рождения Младенца Иисуса? Как же исчисляли годы в других государствах?

Две тысячи лет назад не было единого летоисчисления. В разных государствах существовали разные системы. К примеру, в Китае и в Египте велось исчисление по царствовавшим там династиям. В Палестине отсчитывались годы сначала от исхода евреев из Египта, затем от царя Давида, потом от переселения Вавилонского. Римляне вели летоисчисление от основания Рима Ромулом и Ремом 11 дня от майских календ 3-го года 6-й греческой олимпиады, что означает: 21 апреля 753 года до Р. Х. по современному календарю.[21]

Все официальные документы в Римской империи были подписываемы годами правления римских консулов. В каждый год избиралось два консула, первый, называемый ординарий, входил в свои права 1 января, второй, избираемый осенью, назывался делигнаций.

Так как империя было очень большая по своей территории, зачастую на её окраине не знали, что происходит в центре. Тогда документы подписывались следующим годом после правления того или иного консула, который был в предыдущий год. Подобная датировка продолжалась вплоть до правления византийского императора Юстиниана в 541 году. До наших дней сохранился список римских консулов, по которым современные учёные высчитывают точные даты исторических событий.[22]

На Востоке империи, в особенности сирийской её части, бытовала «эра Селевкидов» или «эра Ионийцев», ведущая свой отсчёт от Александра Македонского.

Гораздо позже стала использоваться так называемая «эра Диоклетиана», начавшаяся в день вступления этого императора на престол 29 августа 284 года от Р. Х. по современному календарю. Это летоисчисление велось в Церкви ещё долгое время при христианских византийских императорах.[23]

В 325 году «в консульство Павлина и Юлиана, в 20 день месяца мая, в 636 год от Александра царя македонского»[24] в малоазиатском городе Никея (ныне Изник, Турция) первым византийским императором Константином Великим был созван I Вселенский собор.  

Помимо догматических и канонических постановлений был поднят вопрос о дате празднования Пасхи. К этому времени в различных местах было принято разное время празднования этого самого главного для христиан праздника.

К примеру: Сирийская, Месопотамская и Киликийская церкви отмечали этот праздник в один день с иудеями, то есть 14 нисана по их календарю, Александрийская и Римская церкви — в первый воскресный день после полнолуния после весеннего равноденствия. Из-за этого бывало так, что те, кто отмечал этот праздник с иудеями, праздновали Пасху два раза в год — в его начале и конце.

На поместных соборах II и III веков эти споры не были разрешены. Усугубляло положение и то, что, когда одни христиане предавались строгому посту и молитве, другие в то же время «наслаждались веселием торжества».[25]

В связи с этим Святым Собором было принято праздновать Пасху «всей Церкви в одно время, именно: в первый воскресный день по полнолунии весеннего равноденствия»,[26] но только после еврейской пасхи. Воскресенье было выбрано исходя из того, что Господь пострадал в пятницу, а на третий день, то есть в воскресенье, воскрес. Именно поэтому в современном русском календаре этот день так и называется «воскресенье».

Полнолуние используется из-за еврейского календаря, дни которого связываются с лунным циклом: 1 нисана всегда начиналось в воскресенье, а 14 нисана, когда праздновалась ветхозаветная пасха, следовательно, приходилось на субботу полнолуния. В Евангелии сказано, что Господь пострадал накануне этого иудейского праздника, то есть 13 нисана в полнолуние, а воскрес в воскресенье 15 нисана по иудейскому календарю. День весеннего равноденствия в 325 году приходился на 21 марта, с которого в некоторых государствах начинался следующий год. Эта дата и была взята для того, чтобы в один год не было двух праздников Пасхи в начале и в конце года.

Условие празднования Пасхи непременно после иудейской пасхи не случайно, так как Христос воскрес после этого еврейского праздника. Если первое воскресенье первого полнолуния после 21 марта по старому стилю выпадает на день до пасхи иудейской, праздник переносится на следующее полнолуние, то есть на 28 дней. Таким образом, с 325 года в Православной церкви время празднования Пасхи колеблется с 22 марта по 25 апреля по старому стилю.[27]

Для того чтобы чётко исполнялись предписания Собора, александрийскому епископу было дано право извещать дни празднования Пасхи прочим церквам, которые должны были чётко придерживаться этого постановления.[28] Из истории мы знаем, что александрийский патриарх Феофил создал первую пасхалию на 95 лет. Это количество лет составляет 5 лунных циклов (19 × 5) и называется малым пасхальным кругом. Продолжил пасхалию на следующие 95 лет его преемник святой Кирилл, архиепископ Александрийский.[29]

В результате, благодаря александрийским богословам и учёным, была создана первая таблица пасхального индиктиона на 532 года. Это количество лет вошло в Великий индиктион не случайно. Известно, что совпадение календарных дней с днями недели повторяется каждые 28 лет, то есть в 2048 году 1 января выпадает, как и в 2020-м, как и в 1992 году, на среду, а в 1993, 2021 и в 2049 году — на пятницу. Лунный круг повторяется каждые 19 лет. Из этого следует, что полное ежегодное совпадение солнечного и лунного кругов в праздновании Пасхи повторяется 28 × 19 = 532 года.[30]

Но какое отношение имеет вопрос празднования Пасхи к летоисчислению от Рождества Христова? Как ни парадоксально — прямое! Именно этот вопрос времени празднования Пасхи привёл к исчислению лет по современному календарю.

Из-за использования разных летоисчислений в первой пасхалии возникла определённая путаница. По этой причине папа Римский Иоанн I в 200-летний юбилей от I Вселенского собора в 525 году решил исправить все недочёты в индиктионе. Эту работу Иоанн I поручил Дионисию (Дени) Малому, римскому аббату и учёному, скифу по происхождению, хорошо знающему латынь и греческий языки, который уже успел потрудиться в изучении документов Вселенских соборов.

Но какое летоисчисление он должен был взять за основу: от основания Рима, от Александра Македонского или от Диоклетиана?

Дионисий не захотел вести летоисчисление от нецерковных событий или исторических языческих личностей, какими были Александр Македонский или Диоклетиан, от которого и велись пасхальные таблицы до этого. К тому же сама личность Диоклетиана не могла приниматься для основания летоисчисления и ежегодного празднования Светлой Пасхи, так как он был не только язычником, но и известным гонителем христиан.

Именно поэтому Дионисий впервые предложил для употребления новое летоисчисление от главного события в человеческой истории: Пришествия в мир Спасителя — Рождества Христова. На основании имевшихся в библиотеке исторических документов Дионисий высчитал, что рождение Христа произошло в 754 году от основания Рима. Кстати, позднейшие историки пришли к выводу, что Дионисий ошибся на 4 года, так как по всем параметрам Рождество Иисуса Христа произошло в 750 год от основания Рима.[31]

Конечно, Дионисий применил новое летоисчисление исключительно для точного индиктиона, то есть исчисления празднования Пасхи. В обычной жизни в разных частях империи продолжали использоваться свои календари: «от основания Города» на Западе, «от Александра Македонского» на Востоке, а в Константинопольской церкви стали употреблять новый календарь «от Сотворения мира», то есть количество лет от Адама.

Новая эра была создана искусственно на переводе Библии на греческий язык 70 толковниками и одобрена Пятошестым Трульским Вселенским собором. В основу положено библейское изречение, что для Господа один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день (2 Петра 3:8).

Из Библии известно, что Бог сотворил мир за 6 дней. Искупление рода человеческого произошло в пятницу днём, то есть для воссоздания рода человеческого понадобилось 5 с половиной дней. Если 6 дней — это 6000 лет, то 5,5 дней — 5500 лет.  Отсюда следует, что для искупительной жертвы Господь пришёл в мир в 5500 году от сотворения Мира. К этому времени прибавили ещё 8 лет для удобства. Получилась разница между летоисчислениями «от Сотворения Мира» и «от Рождества Христова» 5508 лет.[32]

К примеру: нынешний 2022 год от Рождества Христова выпадает на 7528-й от Сотворения мира. Индиктион, который используется в настоящее время, начался в 1941 году и является 15-м Великим индиктионом от Сотворения мира.

В итоге мы видим, что летоисчисление «от Рождества Христова» велось исключительно в применении к Пасхалии вплоть до начала VIII века, когда некий монах, богослов, историк и учёный из Нортумбрии по имени Беда Достопочтенный (673–735) впервые применил это летоисчисление в своей книге «Церковная история народа Англов». В этом труде по истории Английского государства Беда использовал даты по календарю «от явления Господа».[33]

Чуть позже, в 742 году, вне зависимости от вышеназванного труда, дата, записанная «от Рождества Христова», появилась в некоем официальном документе франкского государства Карломана (741–747). Уже через несколько лет в том же государстве в период царствования Карла Великого (774–814) официальные королевские указы стали подписываться датой от рождения Христа.[34]

Уже в следующем веке новое летоисчисление стало распространяться по всей Европе. В X веке большинство королевских указов, политических и юридических документов Западной Европы стало подписываться летоисчислением нашей эры, при том, что звучало это по-разному: «от Рождества Христова», «от воплощения Господа нашего», «от прихода Господа в мир», «от рождения Господа» и прочее.

В то же время это летоисчисление иногда стало использоваться и в папских документах. К XIII веку формулировка написания даты стало единой и повсеместной в Европе — на латыни «Anno Domini», что означает «Год Господа», кратко — «A. D.».

В католической церкви обязательное использование календаря от Рождества Христова закрепилось только к XV веку. Надо сказать, что с написанием этой даты необходимо было ставить и дату от Сотворения мира. В итоге Западная церковь стала использовать изобретённое ею летоисчисление только через тысячу лет. Большинство светских правителей Западной Европы опередили католическую церковь в этом использовании.[35]

 

Летоисчисление на Руси

 

На Руси календарь был известен с древних времён. Он назывался «Миротворный круг», где календарный год начинался 1 марта. С принятием христианства в 988 году князем Владимиром стал вводиться византийский календарь, называемый «Великий индиктион», или «Церковный круг», с сентябрьским новолетием.

В связи с этим вплоть до 1492 года на Руси наряду с сентябрьским бытовало два года, которые начинались 1 марта: мартовский — за полгода до сентябрьского и ультрамартовский — через полгода после 1 сентября. До XII века, как правило, бытовал мартовский стиль, а после в течение XII и XIII веков стал преобладать ультрамартовский стиль.[36]

Из-за этого в древних русских летописях разных источников порой случается расхождение в хронологии от одного года до двух лет. Только в 1492 году по указу Великого князя Иоанна III государство полностью перешло на сентябрьский стиль.[37]

На Руси название месяцев было отличное от мирового использования: просинец (январь); бокогрей, сечень, снежень (февраль); березень, березозол, зимобор, протальник (март); снегогон, цветень (апрель); травник, травень (май); разноцвет, червень (июнь); страдник, липец (июль); жнивень, зарев, серпень (август); вересень, хмурень (сентябрь); листопад (октябрь); грудень (ноябрь); студень (декабрь).

До наших дней эти названия сохранились в современном украинском языке: січень, лютий, березень, квітень, травень, червень, липень, серпень, вересень, жовтень, листопад и грудень. Изменения в названии месяцев в русском языке было внесено только реформой Петра I.

В России со времен христианизации древней Руси было использовано летоисчисление «от Сотворения мира» вплоть до 1700 года. По указу Петра I наступивший по обыкновению 1 сентября 7208 год от Сотворения мира стал самым коротким в истории (всего 4 месяца). Сразу после 31 декабря 7208 года наступило 1 января нового 1700 года от Рождества Христова.

Это было сделано для того, чтобы выровнять летоисчисление с европейским, при этом в повсеместном употреблении сохранился юлианский календарь. С тех пор празднование Нового года в России стало отмечаться 1 января, однако в церковном пользовании дата начала года осталась 1 сентября.[38]

 

Реформа папы Григория XIII

 

Продолжительность солнечного, так называемого тропического года, когда Земля совершает полный круг вокруг Солнца, составляет 365,24219 суток, то есть 365 суток 5 часов 48 минут и 46 секунд. Это на 11 минут и 14 секунд меньше, чем 365,25 или 365 суток и 6 часов. Тем самым каждые 400 лет утрачиваются 3 дня.

В связи c этим и появился современный григорианский календарь. Папа Римский Григорий XIII, через исследования астрономов Христофора Клавия и Алоизия Лилия, пришёл к выводу, что церковный календарь, принятый к употреблению на I Вселенском соборе в 325 году, из-за отставания от тропического года на 11 минут и 14 секунд за каждый год, отстал на 10 суток.[39]

Указанный в пасхалии день весеннего равноденствия, приходящийся на 21 марта, астрономически передвинулся на 11 число. Пренебрежение Юлием Цезарем и Созигеном гиппарховскимии 11 минут и 14 секунд к XVI веку привели к отставанию от всех отмечаемых дат и праздников относительно сезонного времени на 10 суток. Именно в связи с этим реформа папы Григория ХІІI была направлена прежде всего на то, чтобы исправить это несоответствие. Надо сказать, что предшественники Григория XIII папы римские Павел III и Пий IV делали попытки в этом русле, которые не увенчались успехом.[40]

Таким образом, григорианский календарь намного точнее юлианского, так как более приближен к тропическому году. В новом календаре сохранилось старое правило високоса: если год кратен 4, то он високосный, за исключением юбилейных годов, которые кратны 100. В этих случаях нет 29 февраля. Но если год кратен 400, то год опять високосный и содержит 366 суток. Получается 1700, 1800, 1900, 2100, 2200 годы — обычные (365 дней), а 1600, 2000, 2400 и т. д. — високосные (366 дней).

Для удобства в использовании дат до Рождества Христова был введен так называемый Пролептический календарь. С тех пор годы, относящиеся к официально установленному 1-му году нашей эры, стали обозначаться годами до Рождества Христова, а позже годами до нашей эры.[41]

По новой реформе, указанием папы Римского в ряде католических стран, таких как Италия, Испания, Франция, Португалия, Лотарингия и Речь Посполитая, сразу после четверга 4 октября 1582 года наступила пятница 15 октября. В других европейских государствах введение нового календаря продвигалось постепенно в течение XVI—XVII веков. К примеру, Англия перешла на новый стиль только в 1752 году.

Особенно много проблем было с введением нового стиля в Швеции, где решили совершить постепенный переход в течение сорока лет. Так, в период с 1700 по 1740 год были отменены все високосные годы. Путаницы избежать не удалось: если 1700 стал не високосным, то в 1704 и 1708 годах по привычке было 29 февраля. Решив при этом возвратиться к старому стилю, 1712 год сделали супервисокосным, то есть в нём было не только 29, но и 30 февраля. В результате Швеция пришла к григорианскому календарю в 1753 году, пропустив, как и другие страны, 11 суток.[42]

В отдельных государствах введение нового календаря сопровождалось народными волнениями. К примеру: в Риге в 1584–1589 годы произошли беспорядки из-за того, что польский король Стефан Баторий захотел ввести новый стиль не только в Польше, но и в Задвинском герцогстве, находившемся в его подчинении. Случалось, что некоторые страны после использования григорианского календаря вновь возвращались к старому стилю из-за их присоединения к другим государствам.[43]

На следующий год после введения в Италии григорианского календаря папа Григорий XIII отправил делегацию к Константинопольскому патриарху Иеремии II с предложением перейти на новый стиль. Но Вселенский патриарх отверг нововведение, как нарушающее индиктион. Если вводится новый календарь, то и дата весеннего равноденствия передвигается, а это приводит к изменению даты празднования Пасхи.[44]

По этой причине православные государства сохраняли прежнее времяисчисление ещё несколько веков. Россия перешла на новый стиль при большевистской власти в 1918 году (после 31 января наступило сразу 14 февраля). Русская Православная Церковь сохранила старый стиль.[45]

Таким образом, мы видим, что в России, как и в ряде государств, 1900 год был високосный, а в большинстве стран Западной Европы и Америки в этом году 29 февраля не было. Этим самым разница между старым и новым стилем составила 13 дней. Постепенно на новый стиль перешли и остальные государства: Греция — в 1924 году, Турция — в 1926, а Египет — в 1928 году. Эфиопия до настоящего времени продолжает использовать юлианский календарь.[46]

Русская Православная Церковь вместе с четырьмя другими Православными Церквами, а, именно: Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Польской сохранила употребление юлианского стиля. Этого же календаря придерживаются ещё несколько христианских конфессий: афонские монастыри, греческие старостильники, не принявшие новый календарь, некоторые Ориентальные восточные церкви, Украинская греко-католическая церковь (кроме американских приходов), старокатолики и пр.[47]

В 1948 году в Москве было проведено совещание Православных церквей, на котором среди прочих были затронуты вопросы относительно календаря. В результате было принято решение каждой церкви оставаться в использовании того стиля, к которому уже привыкли. При этом все подвижные праздники, которые зависят от Пасхи (сама Пасха, Вознесение, Троица и пр.) отмечать по старому единому стилю, а непреходящие праздники, такие как Рождество, Крещение, Успение и пр., праздновать по юлианскому или григорианскому календарю, согласно установленной традиции.

Таким образом, все Православные церкви, за исключением Финляндской Православной автономной церкви, празднуют Пасху в один день, высчитанный по юлианскому календарю.[48]

Юлианский календарь потерял свою связь определения времени относительно Солнца и Луны. Всё ближе смещается к лету весеннее равноденствие. Это нарушает определённый на I Вселенском соборе принцип расчёта Пасхи. Нарушилось место в тропическом году и празднуемых неподвижных праздников, к примеру, Рождество, празднуемое раньше в день зимнего солнцестояния даже в григорианском календаре, уже сдвинулось на 4 дня.

Начиная с 2101 года, Православное Рождество по юлианскому календарю будет праздноваться уже не 7 января, а 8 января, а, к примеру, в 9901 году Рождество уже придётся на 8 марта по новому стилю, хотя календарный день по-прежнему будет соответствовать 25 декабря старого стиля.

Если сохранится юлианский календарь, то спустя тысячелетия Пасха станет праздноваться осенью, а Рождество летом. Может быть, наступило время перехода на новый, более совершенный календарь?

 

Новейший календарь

 

В настоящее время почти всё человечество использует григорианский календарь, который пришёл на смену юлианскому, установленному ещё более 2000 лет назад римским императором Юлием Цезарем, и отличается от него только разницей в 13 дней. Насколько хорош этот календарь? Отвечает ли всем требованиям в его использовании?

Исследователи выделяют в современном календаре свыше десятка неудобств:

1. В годовом круге 12 месяцев не имеют чёткого количества дней, их число колеблется от 28 до 31. Почему в феврале обычного года только 28 дней, а в соседних месяцах — январе и марте — их на 3 дня больше? Это приводит к проблемам в экономических расчётах.

2. Нет соответствий календарных дат и дней недели, в связи с чем каждый год начинается с разного дня недели и календарь необходимо обновлять ежегодно.

3. Ежегодные кварталы содержат разное количество дней (90, 91 и 92), что также вносит дискомфорт в экономической статистике.

4. Календарный год не соответствует тропическому. Отсюда и добавляются високосные годы.

5. Светлый праздник Пасхи не имеет чёткой даты и всегда бывает в разное время.

6. Как в обычном, так и в високосном годах нет определённого числа недель, так как 53-я неделя содержит 1 день в обычный год и 2 дня в високос.

7. Каждый месяц начинается в неопределённый день недели.

8. Праздники, связанные с празднованием в определённые дни недели, к примеру Вознесение или (американский) день Благодарения, приходятся на разные даты.

9. Привычные даты, такие как дни рождения, всегда приходятся на разные дни недели.

10. Четыре квартала не соответствуют четырем сезонам.

11. Обычный учебный год не совпадает с календарным.

 

По мнению учёных, повсеместно используемый ныне на земном шаре григорианский календарь устарел, он на 26 секунд длиннее тропического года. Конечно, не стоит этому уделять столь много внимания, так как лишний день появится только через 3323 года.[49]

В настоящее время не существует нужды придерживаться лунного цикла, нет чётких дней годового круга Солнца, к примеру, день весеннего равноденствия колеблется между 21 и 22 марта. Много сложностей появляется в использовании в годовом круге церковного богослужения из-за неподвижного и подвижного, связанного с Пасхой круга. В связи с этим некоторые праздники переносятся с определённой даты на другой день. В зависимости от того, попадает тот или иной день в Великий пост или Светлую седмицу, кардинально меняется ход богослужений.

На сломе двух тысячелетий 20 лет назад Организация объединённых наций (ООН) объявила конкурс на представление нового календаря. Была создана Всемирная Ассоциация Календарей, задачей которой стала обработка всех предложений изменения григорианского календаря. В результате работы поступило множество вариантов адаптации его под реалии современного мира.

Было внесено предложение ввести обычный календарный год, который всегда начинается в воскресенье, при том, что 31 декабря, суббота, будет повторяться дважды. Также повторяется суббота 30 июня в високосный год. Но этот календарь нарушает установленный Богом ход семидневной недели.[50]

Другим вариантом стал так называемый Международный фиксированный календарь (International Fixed Calendar). Этот календарь был предложен к употреблению ещё в 1849 году философом О. Контом, французским основоположником позитивизма.

Продолжил эту тему М. Косворт, английский статистик, основатель в 1942 году Лиги фиксированного календаря. Вместо двенадцати, в этот календарь входит тринадцать 28-дневных месяцев со своими именами и дополнительным месяцем соль, вставленным между июнем и августом. Помимо этого, последний день года не имеет даты и дня недели и называется «днём Года». Такой же «день Года» вставляется после 28 июня в високосный год.

Позже Косворт предложил все месяцы не называть по именам, а обозначать их только римскими цифрами. Недостатком этого календаря является огромное отличие от действующего календаря, нарушения седмичного хода недели и невозможность чёткого деления года на кварталы и полугодия.[51]

Ещё одним вариантом является так называемый Всемирный календарь (World Calendar). Этот календарь ещё в 1914 году разработал Международный коммерческий конгресс. По сути, это 12-месячная версия приведённого выше Международного фиксированного календаря, в основу которого входит чёткое деление на кварталы, начинающиеся с воскресенья. Каждый квартал вмещает 91 день (31, 30 и 30 дней), то есть каждый сезон начинается с удлинённого месяца в 31 день, после которого идут два коротких 30-дневных месяца, при этом их названия остаются такими же, как в настоящее время. Вставляемые без даты и дня недели «дни Мира» идут после 30 декабря и 30 июня (в високосный год). [52]

Недостатками этого календаря являются те же нарушения привычного, установленного семидневного цикла, месяцы не включают в себя точное количество недель, нет единого начала в конкретный день седмицы каждого месяца, то есть первое число каждого месяца выпадает на разные дни недели.

Ещё одной версией является предложенный У. Эдвардсом из Гонолулу (Гавайи) Вечный календарь (Perpetual Calendar). По своей схеме он очень похож на предшествующий Всемирный календарь. Его отличие заключается в том, что не первые месяцы в квартале, а последние имеют 31 день, также вышеприведённый новогодний «день Мира» называется «день Нового года», а день после 31 июня «день Високосного года». Надо сказать, что этот проект несколько раз рассматривался Палатой представителей США.[53] Особенностью этого календаря служит то, что в нем отсутствует неприятный день «пятница 13». Недостатками этого календаря служат те же, относящиеся к предыдущему календарю аргументы.

Особенно хотелось бы остановиться на рассматриваемой в ООН версии так называемого Симметричного календаря, созданного профессором Торонтского университета Айвром Бромбергом.[54]

Свою адаптированную версию именно этого календаря предлагаю на рассмотрение: год разделён на четыре квартала по 91 дню в каждом, в каждом квартале два месяца по 28 дней и один 35. Всего в году, состоящем из 364 суток, по-прежнему сохраняется 12 месяцев, но с чётким делением на недели, так как в коротком году 28 дней, а в удлиненном — 35.

При этом каждая дата строго соответствует своему дню недели. Так, воскресеньями являются все 7, 14, 21, 28 и 35 числа каждого месяца. Новый год, как новый квартал, так и новый месяц, всегда приходится на понедельник. Високосные годы бывают каждые пять-шесть лет, но включают в себя не один день, а целую неделю и составляют 371 день. В течение 28 лет предлагается ввести 4, 9, 15, 20 и 26-й високосные годы.[55]

Мне бы хотелось изменить этот вариант и предоставить свой, где удлинённые месяцы идут не в конце каждого сезона, а в его середине, то есть январь, апрель, июль и октябрь будут иметь 35 дней, а остальные месяцы — 28. Этим самым в трёх существующих месяцах сохранятся не только 29, 30, но и 31 числа, в апреле сохранятся 29 и 30 числа, а февраль по-прежнему будет иметь привычные 28 дней.

По предлагаемому мною календарю високосная неделя бывает не в конце декабря, а в конце августа, этим самым искусственно продлевается не зима, а лето. Изменяется и ход високосных лет: вместо трудно вычисляемых годов чередования предлагается чёткая и запоминающаяся последовательность, приведённая ниже.

В современном григорианском календаре обычный год имеет 365 дней, каждый четвёртый год содержит 366 дней. Каждое столетие, хотя его число делится на 4, начинается не високосным годом, и поэтому в феврале имеется 28 дней. К примеру, так было на стыке позапрошлого и прошлого столетия: 1896 — високосный, 1900 — обычный, а 1904 — опять високосный.

Но и здесь каждое четвёртое столетие из числа остальных, из-за недостающих секунд, начинается високосным годом и имеет обычные 29 дней. Как было это 20 лет назад, так как 2000 год был високосным.

Таким образом, 400 лет включают в себя — 365 × 400 = 146 000 обыкновенных лет + 97 (24+24+24+25) високосных = 146 097 суток, или ровно 20 871 неделя. Это число включает в себя 329 обычных лет и 71 високосный (с дополнительной неделей) год. Таким образом, каждые 400 лет первые три столетия включают в себя 18, а последнее столетие — 17 високосных лет.

Если взять все юбилейные годы — 5, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60, 65, 70, 75, 80, 85, 90, 95, 00 — получаем 20. Чтобы оставаться в рамках нужного времени — 35-й и 65-й годы каждого столетия и последний 95 год 400-летия остаются не високосными. Получается ровная картина с чередованием високосов, повторяющаяся, как и в современном летоисчислении, каждые 400 лет.[I]

Благодаря этому можно составить единый календарь на любой год. Даже високосный юбилейный пятый или десятый год почти не отличается от остальных. С простотой нового календаря можно будет не составлять календарь, потому что всё легко запоминается и используется.

К тому же действует тот же приятный принцип отмены «пятницы 13», так как каждое 13 число — это суббота. С переходом на новый календарь не нарушается привычный, заповеданный Богом, ход дней недели, что не внесёт сумятицы для тех, кто будет постепенно переходить на новый стиль или останется на старом. Для всех воскресенья будут оставаться воскресеньями, а среды — средами, чего не случилось бы с добавочными днями в году в других календарях.

К примеру, если бы ввели этот календарь с марта 2021 года, имеющий февраль 28 дней, которые соответствуют новому календарю, где 1, 8, 15 и 22 — это понедельники. Такая же картина повторилась бы и в марте, а, значит после 28 марта (воскресенье) наступило бы 1 апреля (понедельник). Переход мог бы произойти плавно, особо не нарушая обычный ход календарного графика.

Было бы практично перейти на новый календарь с 1 января 2024 года, потому что это число выпадает на понедельник, при том, что год будет не високосным, а обычным, соответственно — високос переносится на следующий 2025 год. Новый год — новый календарь!

 

Изменения в церковном календаре

 

Очень гармонично новый календарь вписывается в церковный единый богослужебный круг. Наверное, многие испытывали неудобства, когда в Великий праздник нельзя посетить храм из-за работы. По этой и по той причине, что Господь заповедал нам хранить именно седьмой день недели, все двунадесятые и великие праздники распределяются в сетке своего положения по воскресеньям. Рождество, как и в древности, переносится на день зимнего солнцестояния 21 декабря, в древности отмеченный 8-й день до январских календ. Соответственно передвигается и предшествующий, 9 месяцев назад, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

Необходимо отметить, что церковный год с датировкой тех и иных праздников с суточным богослужением и сложенным богослужебным уставом был составлен только к VIII веку.[56] Ни один двунадесятый праздник не имеет согласования с точным событием евангельского действия. Отмечая тот или иной праздник, мы в первую очередь вспоминаем само событие и благодатное его воздействие на христианина.

Исторически сложилось, что для тех или иных праздников выбраны определённые дни. По необходимости они могут сместиться на 1–3 дня. Например, в современном календаре даже двунадесятый праздник может сдвинуться по времени празднования. Такое случилось в 2010 году с праздником Сретения Господня, когда, чтобы не праздновать Сретение в первый день Великого поста, согласно Типикону, праздник передвинулся назад на один день, именно на Прощеное Воскресенье 1/14 февраля.

Этим самым Рождество Богородицы сдвигается с 8 на 7 сентября, Введение во Храм остаётся на своём месте согласно григорианскому календарю, Крещение Господне — на 1 день, с 6 на 7 января, Сретение Господне со 2 февраля на 35 января (что по отношению к Рождеству почти на том же месте), Преображение Господне с 6 на 7 августа и Успение Пресвятой Богородицы — с 15 на 14 августа, в связи с чем сокращается только день Успенского поста.

Пасха, по определению отцов I Вселенского собора, должна быть только после иудейской. Самая поздняя еврейская Песах в наше время бывает 25 апреля. Следовательно, в новом календаре Светлое Христово Воскресение не должно быть раньше 28 апреля. Именно этот день хорошо вписывается в годовой круг.

В январе заканчивается весь период рождественских праздников, так как 35 января — праздник Сретения Господня. Далее весь февраль — подготовительный к посту: 7 — неделя о Закхее, 14 — неделя о Блудном сыне, 21 — неделя о Мытаре и Фарисее, 28 — неделя о Страшном суде, заговенье на мясо. С 1 марта начинается масленица, а с 8 марта — Великий пост. Благовещение никогда не нарушает будни Великого поста, так как выпадает в его второе воскресенье 21 марта. Ровно через месяц 21 апреля — Вход Господень в Иерусалим.

О празднике Вознесения сказано в книге Деяний, что Господь являлся в течение сорока дней, а после этого вознёсся перед своими учениками. В связи с этим праздник Вознесения нельзя переносить на другой день, и он должен оставаться в четверг, а значит 4 июня. Соответственно день Святой Троицы, или Святая Пятидесятница, выпадает на 14 июня, воскресенье. По правилам апостольским: «неделя празднуется», то есть сплошная седмица, а потом «предписана одна неделя поста».[57] Получается 21 июня — Неделя Всех святых, а 28-го (на день сдвигается с 29) праздник в честь апостолов Петра и Павла. Тогда Неделя всех святых Русской Православной Церкви переносится на следующее воскресенье 7 июля.

Особо хотел бы остановиться на продолжительных постах. Бывают годы, когда из-за ранней Пасхи в году бывает до 200 постных дней: 48 дней Великого поста, 14 дней Успенского, 40 дней Рождественского, от 8 до 42 дней Апостольского поста плюс около 50 постных сред и пятниц во время мясоеда.

Почему так сложилось? Сам Господь постился только 40 дней. Первоначально в древней Церкви было предписано соблюдение только Святой Четыредесятницы, то есть Великого поста, а также среды и пятницы, что вошло в обязательное исполнение.

Об этом сказано в Типиконе: «Аще кто епископ, пресвитер, или диакон, или чтец, или певец, святые Великия Четыредесятницы не постится, и всякия среды и пятка всего лета, кроме немощи, да извержится, людин же да отлучается. Зри, яко правило святых апостолов Святую Четыредесятницу, и всякую среду и пяток всего лета, равно законоположи пост, якоже в Святую Четыредесятницу ядим, такожде и в среду и пяток всего лета, кроме немощи и праздника. Глаголет же правило: яко не постяйся в сих, священник убо извергается, мирский же отлучается от Причащения на время» (Типикон, 33 глава, 69 правило).

Из этого мы видим, что обязательным постом для каждого христианина является соблюдение Великого поста (если точным, даже не 48 дней, а только 40) и среды и пятницы, не совпадающие с праздниками.

Рождественский, Апостольский и Успенский посты были введены в церковное употребление намного позже, согласно со временем установившемуся благочинию тех или иных монастырей. Соответственно они предназначены для исполнения монашествующими.

В отношении мирян о посте говорится очень мало, к примеру: «на Пасху миряне благословляются на всё!» Для монахов же остаётся прежнее соблюдение всех постов согласно принятому уставу, а мирянам остаётся обязательное соблюдение Великого поста, сред, пятниц и по одной недели (без воскресенья) каждого многодневного поста: Апостольского с 22 до 28 июня, Успенского с 8 до 14 августа и Рождественского с 15 до 21 декабря.

Этим самым и к праздникам люди подготовятся, и не будет наложено «бремя неудобоносимое». А те, кто жаждет большего благочестия, могут поститься с монашествующими.

Только два из двунадесятых праздников — Вознесение и Воздвижение — не попадают в воскресенье, так как первый должен быть всегда в четверг, а второй, по логике воспоминаний о крестных страданиях Господа, в пятницу, зато на ближайшее воскресенье после Воздвижения переносится праздник в честь Освящения Храма Гроба Господня Воскресение Словущее, хотя, конечно, можно оставить в этот день (14 сентября) сам праздник Воздвижения, что ведет за собой нарушение воскресного дня и соблюдение поста.

Так как каждый праздник имеет свой фиксированный день, можно назвать по имени праздников, отмечаемых в воскресенья, каждую неделю, к примеру: седмица Рождества-богородичная, Введенская, Сретенская и т. д.

Для сходства со всем христианским миром основные праздники должны отмечаться в дни, приближённые к новому стилю, хотя часть праздников, отмечаемых только в Русской Православной церкви, может оставаться на тех днях, которые стоят по старому стилю. К примеру: день благоверных Петра и Февронии, в светском названии «день Семьи, любви и верности», остается 8 июля (понедельник), чтобы в этот день можно было совершать не только гражданские, но и церковные бракосочетания.

Конечно, особое место занимает, бывающая в 5–10 лет високосная неделя. Эта седмица, как и Светлая пасхальная, не имеет своего гласа и выпадает из порядка других. Её можно назвать «Ангельской», где в каждый день вспоминается один из верховных серафимов: Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил, а в воскресенье Михаил и Гавриил, два самых верховных, как имеющих в годовом кругу другие дни празднования.

Другой вариант: в понедельник 29 августа вспоминаются все ангельские силы; во вторник 30 августа — святой Иоанн Предтеча, а также собор всех пророков и ветхозаветных праведников, в среду 31 августа — собор всех преподобных; в четверг 32 августа — собор святых апостолов и святителей. В пятницу 33 августа — воспоминание Страстей Господних и собор всех мучеников и исповедников; в субботу 34 августа — Родительская суббота и всех святых от века просиявших; в воскресенье 35 августа — день Воскресения и Благодарения Богу за всё.

В новом календаре церковный новый год по-прежнему начинается 1 сентября, и именно от него отсчитываются все седмицы. При этом отсчёт может сохраниться «от Сотворения мира», но, чтобы легче было ориентироваться с нумерацией и високосом юбилейных годов, разницу нужно сделать ровно 5500 лет.

Значит, сейчас идёт не 7530-й, а 7522 год от Сотворения мира.[II] Празднование Нового года от Рождества Христова, что выходит на 1 января, тоже соблюдается, чтобы не умалять это главнейшее в истории человечества событие. При этом 1 января всегда выпадает на понедельник, а новогодние праздники всегда приходятся на время Святок, то есть не надо соблюдать пост.

Конечно, предлагаемый мною календарь — это только вариант, предложенный к рассмотрению.

 

 

Заключение

 

В настоящее время половина Православного мира празднуют все неподвижные праздники с разницей 13 дней, что ничуть не умаляет значение самих событий. В связи с этим переход на новый календарь нисколько не навредит христианскому благочестию и установившемуся богослужебному укладу.

Одним из доводов сохранения юлианского календаря является нисхождение Благодатного огня в Великую Субботу. Но чудо совершается не по запланированному времени, а по молитве православного Иерусалимского патриарха.

Ещё одним доводом сохранения старого стиля у противников введения григорианского календаря является неодобрение его прославленными святыми. Но древние святые не имели нужды высказываться об этом, так как не существовало самой проблемы календаря. А у поздних святых, как правило, не было по этому вопросу никаких отрицательных суждений.

К примеру, святой Паисий Святогорец, когда к нему пришли с проблемой: в какой храм ходить — там, где служат по старому стилю, или где используется новый календарь, старец ответил: «Хорошо, если бы календарной разницы не было. Однако это не вопрос веры». — «Как же! — ответили ему. — Григорианский календарь придумал схоластик папа Римский!» — «Новый календарь придумал папа, — ответил он, — а старый календарь придумал идолопоклонник (имеется в виду Юлий Цезарь)».[58]

По отношению к календарной проблеме старец высказывался неоднократно.

У некоего человека были проблемы в семье, так как он посещал церковь, где богослужения служатся по старому стилю, а его жена и дети посещали новостильный храм. Он спросил у старца, что делать, как им жить, чтобы сохранить мир в семье?

«Ни одного церковного праздника мы не могли отпраздновать всей семьей, — сокрушался этот человек. — У них было Рождество, а у меня память святого Спиридона, у меня Рождество — у них Собор Иоанна Предтечи. Но это бы ещё ничего. Хуже всего было сознавать — так нас учили, — что новостильники — еретики, и они пойдут в адскую муку. Шуточное ли дело: без конца слышать, что твоя жена и дети предали веру, присоединились к папе, что в Таинствах новостильной Церкви нет Благодати. Мы часами напролёт беседовали на эти темы с женой, но договориться не могли.

По правде сказать, у старостильников мне тоже не всё нравилось. Особенно не нравилось, когда приезжали епископы-старостильники и нас собирали для беседы с ними. О “прельщённых” — так они называли новостильников — они говорили без любви и без боли. Напротив, было такое чувство, что они ненавидят их и радуются, говоря, что те пойдут в вечную муку. Они были очень фанатичны.

Когда беседа с ними заканчивалась, я чувствовал смущение и терял мир. Однако мне и в голову не могло прийти порвать со старостильниками. Я просто разрывался. Если бы так продолжилось ещё какое-то время, от расстройства я повредился бы умом».

«Конечно, — говорил Старец, — и мы на Святой Горе живём по старому календарю. Но мы — другое дело. Мы едины с Церковью, со всеми Патриархатами, со всеми Поместными Церквами — как с теми, кто живёт по новому календарю, так и с теми, кто придерживается старого. Мы признаем Таинства этих Церквей, а они признают наши Таинства. Их священники сослужат с нашими священниками.

А вот несчастные зилоты от Церкви откололись. Большинство из них имеют и благоговение, и бескомпромиссность, и подвижнический дух, и ревность по Богу. Только их ревность нерассудительна, она “не по разуму”. Некоторые были вовлечены в этот раскол по простоте, другие — по незнанию, третьи — по эгоизму.

Тринадцать дней разницы между юлианским и григорианским календарями они посчитали догматическим вопросом и всех нас записали в прельщённые, а сами ушли из Церкви. Зилоты не имеют общения с Патриархатами и другими Поместными Церквами, придерживающимися нового календаря. Но ведь с Патриархатами и Церквами, которые придерживаются старого календаря, они тоже не имеют общения — якобы потому, что те “осквернились” общением с новостильниками».[59]

Исходя из вышеприведенного, современное человечество может получить точнейший календарь, в котором календарные числа имеют чёткие дни недели, где каждый месяц начинается с понедельника и заканчивается воскресеньем. Люди, родившиеся в месяце, не имеющем 35 дней, 29, 30 и 31 числа, могут праздновать день своего рождения 28-го, то есть в последнее воскресенье месяца.

Для тех же, кто родится уже после реформы, будет сохраняться не только дата, но и день недели в ежегодном отмечании праздника. Те же, кому посчастливится родиться в юбилейную августовскую неделю с 29 по 35 число, могут отмечать день рождения в последний день августа, то есть 28 числа или в первый день сентября.

С новым календарём будет удобно составлять план школьных каникул:

осенние — с 29 по 35 октября (через 8 недель после 1 сентября),

зимние — с 1 по 7 января (через 8 недель после осенних каникул),

весенние — с 1 по 7 марта (через 8 недель после зимних каникул), это как раз совпадает с масленицей, а в народе — «Проводы русской зимы»,

пасхальные — с 28 по 35 апреля или майские с 1 по 7 мая, (ровно 8 недель после весенних).

Как мы видим, существующий календарь менялся не раз за свою историю. Каждый раз вносились всё более точные и удобные новшества. И сейчас человечество, быть может, стоит на пороге новейшего стиля.

В результате переход на новый календарь не изменит кардинально тот порядок, к которому мы привыкли через использование григорианского или юлианского стиля, а, сохранив весь их уклад, усовершенствует его. Новые изменения в календаре помогут улучшить распорядок жизни каждого жителя нашей большой планеты.

 

Протоиерей Димитрий Нецветаев

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Календарь…………………………………………………….1

Древний календарь……………………………………………1

Первый римский календарь …………………………………3

Реформа Юлия Цезаря ……………………………………….5

Реформа Августа……………………………………………...6

Летоисчисление от Рождества Христова……………………8

Летоисчисление на Руси…………………………………….13

Реформа папы Григория XIII……………………………….14

Новейший календарь………………………………………..17

Изменения в церковном календаре………………………...22

Заключение…………………………………………………..27

Приложение………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА



[I] См. расписание високосов на 800 лет в приложении.

[II] См. предлагаемую сетку церковного календаря в приложении.



[1] https://zen.yandex.ru/media/languages_of_northern_europe

[2] https://www.liveinternet.ru/users/ritmy/post126324410/

[3] http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai

[4] https://www.liveinternet.ru/users/4085298/post187831365/

[5] http://grigam.narod.ru/kalend/kalen6.htm

[6] https://lj-editors.livejournal.com/410374.html

[7] https://litlife.club/books/193817/read?page=2

[8] http://museum.webservis.ru/siteB/index.php?id=4

[9] https://zen.yandex.ru/media/id/5ce060b583178c00b335f75e

[10] https://a-format.ru/blog/rimskij-kalendar

[11] https://litvek.com/br/419981?p=50

[12] https://a-format.ru/blog/rimskij-kalendar

[13] https://zen.yandex.ru/media/id/5e541c1d331cb1113fcc0026

[14] https://history.wikireading.ru/409088

[15] https://urok.1sept.ru/articles/607299

[16] http://grigam.narod.ru/kalend/kalen6.htm

[17] https://zen.yandex.ru/media/plinius

[18] https://ru.wiktionary.org/wiki

[19] https://www.whitemouse.ru/calendar/rome.cfm

[20] https://blogs.klerk.ru/users/dostoewsky/post61723/

[21] https://alia-lingua.info/romula.s

[22] http://radonejskiy.orthodoxy.ru/pravoslavie/36-letoischeslenie

[23] http://ancientrome.ru/obbyt/bickerman/21.htm

[24] https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom1/1

[25] https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom1/1

[26] https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom1/1

[27] https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki

[28] https://drevo-info.ru/articles/229.html#5

[29] https://azbyka.ru/days/sv-kirill-aleksandrijskij

[30] https://vedaveta.livejournal.com/142441.html

[31] https://azbyka.ru/days/sv-dionisij-malyj

[32] https://hist-world.com/istoriya-drevnego-mira/289-schjot-let-v-istorii.html

[33] https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/1288/%D0%91%D0%95%D0%94%D0%90

[34] https://www.pravenc.ru/text/1681117.html

[35] http://nasledie-sluck.by/ru

[36] https://userdocs.ru/istoriya/100566/index.html

[37] http://www.lifeofpeople.info/themes

[38] http://www.evpatori.ru/istoriya-russkogo-kalendarya-i-novogo-goda.html

[39] https://www.rulit.me/books/vremya-i-kalendar-read-75418-16.html

[40] https://eadaily.com/ru/news/2016/02/24

[41] https://ru.qaz.wiki/wiki/Proleptic_Gregorian_calendar

[42] https://azbyka.ru/days/p-istorija-kalendarja

[43] http://www.bibliotekar.ru/3-1-48-ivan-4-grozniy

[44] https://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/10/13

[45] https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/v_nbsp_novyy_mir_po_nbsp_novomu_stilyu/

[46] https://zen.yandex.ru/media/etnostories/ru

[47] https://drevo-info.ru/articles/78.html

[48] https://azbyka.ru/kalendar-i-pashaliya

[49] http://ency.info/earth/izmereniye-vremeni/66-grigoriansky-kalendar

[50] http://grigam.narod.ru/kalend/kalen2.htm

[51] http://grigam.narod.ru/kalend/kalen2.htm

[52] http://grigam.narod.ru/kalend/kalen2.htm

[53] http://grigam.narod.ru/kalend/kalen2.htm

[54] https://yablor.ru/blogs/vsemirnaya-associaciya-kalendarey-iniciiruet-zamen/141516

[55] http://grigam.narod.ru/kalend/kalen2.htm

[56] https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/dvunadesjatye-prazdniki-istoriko-liturgicheskoe-opisanie/1

[57] https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/dvunadesjatye-prazdniki-istoriko-liturgicheskoe-opisanie/1