Степашин Сергей Вадимович

Родился в 1952 г в г. Люйшунькоу, Китай. Доктор юридических наук. Председатель Правительства Российской Федерации с 19 мая по 9 августа 1999 г. Автор научных трудов по гражданскому праву и безопасности государства. Президент Российского книжного союза.  Председатель Императорского Православного Палестинского Общества.

.

Список статей автора:

Статьи автора

Наилучшее воспитание

Можно сопротивляться вторжению армий, но… вторжению идей сопротивляться невозможно. В этом мы сегодня убеждаемся ежедневно, когда видим, что скорость и эффективность распространения информации в различного рода «сетях» критически превышает эффективность общерусской политической газеты «Искра».

В связи с этим полезно вспомнить, что задачей революционной нелегальной газеты «Искра», основанной в 1900 году, было «сплотить раздробленное революционное движение в России». Не эту ли задачу выполняют сегодня новые авторы «революционных призывов»?

И тут самое время подумать: хорошо ли, правильно ли воспитана наша молодёжь, на голову которой обрушился поток специально подготовленной информации, сдобренной приправой нейролингвистики, все ли способны отделить «зёрна от плевел»?

«Человек может быть человеком только благодаря воспитанию. Он — то, что делает из него воспитание», — говорил великий философ И. Кант. «Чтение — вот лучшее учение», — утверждал гениальный поэт А. С. Пушкин.

Говоря о воспитании молодёжи в России, никогда не следует забывать, что исторически российский экстремизм замешан на отношении к власти и идеологии. В Петропавловском соборе Санкт-Петербурга — 12 усыпальниц российских императоров, каждый третий из которых пал от руки убийц.

Что же представляет собой, каким мы видим сегодня, содержание наилучшего воспитания?

Содержание наилучшего воспитания можно свести в пять групп, составляющих пять основ эффективной педагогики:

1. Вера и верования.

2. Заветы и традиции.

3. Нравы и манеры.

4. Инструментальные концепции.

5. Символы и ритуалы.

В первую очередь всё основывается на вере и верованиях. Православная вера и православная культура всегда были основами русской культуры и русского общества. Их преподавание стояло на первом месте в русских гимназиях и русских кадетских корпусах.

Под верованиями надо подразумевать не только религиозную веру. Конечно, религиозная вера является сердцевиной всех верований, но сами верования являются более широкой социальной категорией. Верования как социальное понятие, особенно у некоторых современных философов, являются тем классом идей, ко­торые не выдуманы отдельными людьми, но являются фундаментом исторического и вообще жизненного опыта всего народа. Отдельный человек уже рождается в условиях этих верований, и лишь позже он к ним может прибавлять те или иные частные идеи, свои или чужие.

Идеи — это то, что мы можем придумать, до чего можем додуматься, а верования — это то, в чём мы живём с момента нашего рождения.

У русского поэта Ф. И. Тютчева есть красивое стихотворение:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать:

В Россию можно только верить!

В Россию верили наши деды, отцы. Это наша общая вера. Это и есть сегодня лакмусовая бумажка для проверки подлинной русскости и российскости: кто этой веры в Россию не разделяет, тот не настоящий русский и Россия для него не Отечество, а «объект».

Это и есть наше основное верование: мы верим в Россию, мы верим, что у неё есть «особенная стать», что у неё есть особенное предназначение, особенная миссия. Не миссия кого-нибудь поработить, или обмануть, или нажиться на ком-то, или сделать какой-нибудь «бизнес» Это всё миссии  низкого пошиба.

Мы же говорим о высшей, культурной, цивилизационной человеческой миссии России. И у нас есть вера в это! Кроме этого у нас есть и много других верований, которые находятся в гармонии с этим основным верованием.

Все эти верования и надо прививать и укреплять в нашей молодёжи. Без этих верований — она ничто!

Великие государственные мужи точно определили содержание верований, являющихся фундаментом нашей государственной идеологии и которые мы, в первую очередь, и должны прививать молодёжи России. Точно и ёмко они изложены в известных исторических трудах: «Завещание Великого князя Владимира Мономаха своим детям-воинам», «Завещание генералиссимуса А. В. Суворова русским воинам», «Заповеди товарищества» Великого князя Константина Константиновича Романова.

Эти заповеди следует издать отдельной брошюрой и раздавать всем поступаю­щим в православные и светские, особенно военные, учебные заведения России.

Во вторую очередь, мы должны прививать наши русские традиции. Традиции — это те идеи, которые тесно примыкают к верованиям. Сами по себе они не являются таким историческим фундаментом, как верования, но являются частью накопленного исторического капитала, который передаётся от одного поколения к другому. Это заветы наших предшественников и предков, это то, что мы от них получаем и что мы передаём дальше.

«Суть традиций не в формах, а в смысле форм…». Традициями называются лучшие нравственные правила и убеждения, воспринятые от предшественников, хранимые современниками и передаваемые преемникам. Имени наших традиций достойны лишь правила добрые и чистые.

Конечно, при передаче традиций мы что-то забываем, что-то теряем, что-то искажаем, а иногда и что-то добавляем. Передача каких-то принципов и обычаев — это своего рода культурный эстафетный бег. Традиции нужно сохранять, традиции нужно передавать, ибо без традиций нет полноценной жизни ни в обществе, ни в государстве.

Третий столп воспитания — это нравы. Любое общество держится на нравах. От слова «нравы» происходит нравственность, как мораль происходит от латинского слова «mores», а этика от греческого слова «этос».

Аристотель утверждает, что общество и государство держатся более на нравах, то есть на «неписаных законах», чем на «законах писаных», то есть на положительном праве. Нравы помогают нам в обществе чувствовать и знать, что в обществе хорошо, а что плохо, хотя это может быть и не написано в каком-то законе. А если какой-нибудь закон грубо противоречит нравам, то это не будет закон в полном смысле слова, а всего лишь насилие над обществом с помощью юридических формул, то есть с помощью регламентации насилия.

Именно в этой области неправильного толкования самой сути законов «европейские ценности» нанесли особенно сильный вред нашему современному российскому обществу — нанесли вред внедрением своей идеологической приверженности западноевропейской школе права, утверждающей, что нет никакой связи между правом и нравами, ибо право — это лишь то, что насильно диктуется власть имущими под внешней формой закона.

Так под флагом приверженности «общечеловеческим демократическим европейским ценностям» активно пропагандируются и внедряются в умы российской молодежи «лёгкие наркотики», принципы ювенальной юстиции, нетрадиционные браки и расхожие штампы «общества потребления».

Молодёжи необходимо прививать нравственность, ту нравственность, которая всегда была в данном обществе, которая исторически в нём сложилась и развивалась. Конечно, у магометан и у буддистов немного иная нравственность, но у нас, в России, вот уже более тысячи лет имеется христианская нравственность — ведь наша русская культура и наше русское общество исторически всегда были православными.

В мусульманских странах воспитание прививает молодёжи мусульманскую нравственность, основанную на Коране, а в Израиле — иудейскую, основанную на Торе (Ветхом Завете) и на Талмуде, хотя в Израиле есть очень много граждан неверующих и даже мусульман. Однако Израиль, как и любое государство, основан на собственных конкретных исторических и нравственных предпосылках, являющихся общим знаменателем для всего общества.

Почему же тысячелетняя Россия должна жить по правилам неких мифических «общечеловеческих ценностей», внедряемых апологетами перестройки, а не по правилам и обычаям христианской нравственности?

Следующим столпом воспитания являются «инструментальные концепции». Их можно отнести к категории идей-домыслов, о которых упоминалось выше. Это современные концепции в области политики, экономики, социологии, технологии. Эти концепции необходимо правильно толковать молодёжи, чтобы она могла хорошо разбираться в том, что происходит в мире. Причём это нужно делать без отрыва от наших верований, традиций и нравов, а наоборот, гармонически согласовывать.

В первую очередь, это необходимо для правильной интерпретации истории, особенно современной. Сегодня часто можно услышать: «Но ведь это часть нашей истории…» Однако очевидно, что всю историю полностью, со всеми важными деталями, невозможно преподавать. Событий и отдельных фактов так много, что никакой ум не может воспринять. Значит, надо делать выбор, а это уже требует определённой методологии.

Важнейшей задачей истории является осмысление (толкование смысла) того, что полно смысла, а не придание «смысла бессмысленному». Самое главное, нужно всегда говорить историческую правду. Это очень важная современная инструментальная концепция: историческая правда является «категорическим императивом», когда речь идет о нарушении человеческих прав любых слоёв и групп населения, а также когда дело касается ограбления власть имущими всего населения.

К инструментальным концепциям надо также отнести экономические и политические. В последние десятилетия особенное внимание уделялось технологии и технике. Однако современные финансово-экономическая технология и технология политических манипуляций являются не менее важными. К сожалению, на эти две современные технологии мы не обращаем достаточного внимания.

Необходимо сосредоточить все силы на экономическом и государствоведческом воспитании русской молодёжи на двух уровнях: на среднем уровне, а затем и на высшем, что является важнейшим условием при отборе для продвижения на более ответственные должности.

Ведь в современном мире агрессия зачастую ведётся не военным путём, а путём экономических и политических махинаций и диверсий. Все структуры государства, которые имеют отношение к обороне страны, должны быть заблаговременно ознакомлены с этими современными технологиями и методами противодействия, минимизации ущерба от применения данных технологий.

Вообще необходимо учить молодёжь методам анализа исторических, политических, экономических процессов с целью обеспечения стабильности управления государством и его прогрессивного развития.

Наконец, последний столп воспитания — это символы и ритуалы. Символы — это то, что связывает разные поколения одного народа. Слово «символика» происходит от греческого слова «симболон» (знак, вещественное изображение чего-либо отвлечённого), в свою очередь происходящего от глагола «симбаллеин» (складывать или собирать вместе). Первоначальное значение этого понятия — «собирать вместе разбитый на части предмет» (например круг или цепь).

Когда в древности люди уходили в дальние походы, то каждый нёс по кусочку разбитого на части общего знака. Возвращаясь и не всегда сразу узнавая друг друга, они собирались и складывали вместе эти кусочки и, когда восстанавливалась целостность общего знака, говорили: «Мы снова вместе, и среди нас нет чужих». Значит, это был своего рода военный «пароль и отзыв».

Символика — это цепь из прошлого в будущее. Но для этого символика должна быть правильная, то есть собственная. В России мы должны употреблять ту символику, которая была при святом Александре Невском, которая была при Суворове, Кутузове, Ушакове, Нахимове, — ту символику, которая ассоциируется со славными страницами истории нашего государства. И только эту символику мы должны употреблять, ибо символика должна быть только государственной и никакой  иной.

Ритуалы и церемонии являются существенной частью любой государственной жизни у тех народов, которые такой жизнью обладают. Специалисты и историки утверждают, что регулярно и одинаково повторяющиеся ритуалы и церемонии обеспечивают продолжительность исторической жизни народов.

Воспитание во всех российских учебных заведениях, особенно православных и военных, должно стоять на базе русской государственности, а не какой бы то ни было партийности. Общим знаменателем и фундаментом является наше русское государство, а не те или иные политические партии и общественные объединения различного толка.

Мы не должны обучать детей, чтобы они были сторонниками тех или иных партий или неформальных групп, они должны быть сторонниками и защитниками Русского государства. Вопрос — какого государства? А того, которое существовало с 862 года! Это и есть главная цель воспитания.

Но мы не должны воспитывать роботов, которые слепо всему подчиняются, мы должны воспитывать свободных, мыслящих людей. Их нужно научить ­правильно мыслить, а не пихать в голову неимоверное количество голых фактов, с которыми невозможно справиться. Поэтому преподавательский состав должен уметь разбираться в фактах и этому же учить наших детей.

Молодые воспитанники православной гимназии, конечно, должны подчиняться старшим, уважать старших, своих предков, должны уважать верования, традиции и символы своего народа. Но самое главное — они должны служить своему народу и своему государству. Только в служении есть оправдание почестей.

Это сказал ещё в XII веке певец русской словесности, автор знаменитого «Слова о полку Игореве».

Россия часто противостояла захватчикам, которые хотели её подчинить, уничтожить и сегодня делают это с неменьшим упорством. Но мы должны сопротивляться. Сегодня уже не кровью, но главным образом духовной стойкостью, умом, смекалкой и знанием. Потому что сегодня, в период «нового глобального мирового порядка», большие войны уже вряд ли будут провоцироваться. Сегодня провокации или войны, являющиеся скрытой пружиной истории, проводятся с помощью политических, экономических и пропагандистских манипуляций, операций и махинаций. И к этому мы тоже должны подготавливать нашу подрастающую молодёжь.