О. А. Крымцев «Рассказы бывалого моряка»

РАССКАЗЫ БЫВАЛОГО МОРЯКА

Кружка пива

 

Служил у нас один офицер по имени Иван. Был он из донских казаков. Чуть выше среднего роста, широкий в плечах, с кулаками размером, что пудовая гиря. Всем он был парень неплох, но уж очень падок до спиртного. Меры у него на этот счет не было, вернее, была, но только для емкости. Он очень любил пить водку из бокалов, подававшихся под пиво, и, если это бывало в ресторане, чтобы не выглядеть перед незнакомыми людьми очень уж в неприглядном свете, подкрашивал водку пивом – тогда можно было спокойно выдувать весь бокал в один присест. Таким образом, если все поднимали свои бокалы-рюмки под тосты одинаковое количество раз, Иван всегда выгадывал, и даже существенно. В любой другой обстановке он предпочитал граненый стакан, в который входило по 250 граммов, круглые же стаканы по убеждению Ивана были менее емкие.

Как-то раз в жаркий июльский день, когда в асфальтовом центре города нечем дышать, мы втроем, с участием Ивана, по традиции отмечали уход в отпуск нашего товарища. Пришли мы в кафе “Кукурузница”. Там всегда можно было взять порцию кукурузной каши с сосисками на закусь, а спиртное приходилось приносить с собой и разливать под столом, потому что в кафе крепкие напитки не продавали. Стаканы можно было получить, только заказав кофе с молоком, затем кофе или выливалось,или кто-то из приходящих выпивал кофе из своего стакана, пуская затем пустой сосуд на собственные нужды при разливе водки.

Как я говорил, тот день был невыносимо жарким и душным, поэтому наш отпускник дал деньги Ивану, предложив сбегать за водкой, но мы настоятельно попросили, чтобы была куплена только одна бутылка. При этом мы напомнили Ивану, что ему нужно исправляться и по этому случаю он не должен ни в какую покупать вина – только водку. Иван согласно кивнул головой, заверив, что норму закупки не превысит: одна бутылка, значит, одна. А мы тем временем отправились в кафе, чтобы занять столик и купить порцию каши.

Пока Иван ходит за водкой, я хотел бы рассказать, почему мы напомнили ему о необходимости исправляться. Незадолго до этого дня Ивана забрали в комендатуру, где он переночевал без всяких происшествий, а утром был вызволен оттуда своим начальником под сопровождение назидательных речей заместителя коменданта города. На общем офицерском собрании Иван рассказал, что попал в комендатуру случайно, потому что вовремя не заметил патруль и не отдал ему воинской чести. По ходу разбирательства выяснились по крайней мере два обстоятельства: во-первых, со слов Ивана, он выпил всего лишь стакан красного вина, а во-вторых, непривычно малая доза вина так повлияла на голову пострадавшего, что привела его не в метро, чтобы ехать к себе домой в Измайлово, а на станцию Каланчевская возле трех вокзалов. И там он после всего этого ну никак не мог заметить приближающийся патруль, поскольку лежал на скамейке и не слышал не только чеканных шагов патруля, но и шума проезжающих и останавливающихся электричек. Сон его был безмятежен и крепок, как у демобилизованного солдата впервые после казармы. С тех пор все сослуживцы говорили Ивану, чтобы он пил что угодно и в любых количествах, но только не красное вино, да еще и по одному стакану, потому что это очень сильно потрясает его непривычный к малым дозам – да еще и некрепких напитков – организм.

Ну вот, пока я сообщал о прошедшем, подоспел и Иван. Он действительно купил одну бутылку водки, умудрившись найти где-то емкость 0,7 литра, хотя мы давно уже не видели в нашем районе таких бутылок. Но делать было нечего, пришлось разливать на троих то, что было: не выливать же!

Пожелав отпускнику счастливо догулять отпуск целиком, без досрочного вызова на службу, что у нас нередко практиковалось, мы отправились каждый своим маршрутом. Иван благополучно доехал до дома и сказал жене: “Жарь картошку, а я пока схожу выпью кружку пивка и быстро домой, поэтому форму снимать не буду”. А пивной ларек был совсем недалеко от его дома, и из окна квартиры Иван по наличию очереди всегда мог определить, есть в продаже пиво или нет.

...Проснулся Иван от холода. Окончательно же разбудил его птичий щебет, сопровождавший всходящее солнышко. Иван лежал на траве под деревом, рядом с ним лежала какая-то женщина, а недалеко, на этой же полянке, – еще одна парочка. Иван с трудом начал вспоминать прошлый вечер: он подошел к ларьку, где выпил кружку пива, затем двое мужиков предложили ему выпить еще бутылку водки на троих. После того они перешли на полянку к близрастущим деревьям, где увидели трех отдыхающих женщин. Один из мужиков вскоре опять побежал за водкой и пивом. Дальше Иван ничего не мог вспомнить, как ни напрягался.

Он пошел домой досыпать, но на коврике перед дверью в свою квартиру увидел кошачью тарелку, в которой лежала жареная картошка. Наш любитель пива понял, что это первое жареное блюдо, а второе ждет его за дверью. Тогда он вспомнил поговорку, что время – лучший лекарь, и решил отправиться прямиком на службу. Благо, что он был в морской форме.

Прибыл на работу в этот раз он без опоздания. Дежурному не пришлось записывать в журнал, что он пришел не вовремя, как в известном анекдоте, когда однажды капитан судна, увидев своего помощника пьяным, записал в вахтенный журнал судна (основной судовой документ для фиксации важнейших событий) следующую фразу: “Сегодня старпом пришел пьяным”. На следующее утро старпом, остававшийся на судне за старшего после схода на берег капитана, записал в тот же журнал: “Сегодня капитан пришел трезвым”.

Так вот, на этот раз на службе у Ивана все было в порядке. Но мы потом часто вспоминали его фразу: “Пошел пивка попить, проснулся – кругом птички поют”.

 

О.А. Крымцев