С. А. Кессель «Земля Санникова»

 

ЗЕМЛИ САННИКОВА СУЩЕСТВУЮТ

 

Земля Санникова... Мы с детства помним роман В.А. Обручева об отважных путешественниках, пустившихся на поиски таинственной земли. Кто не читал роман, тот наверняка смотрел одноименный фильм, где звучит замечательная романтическая песня: “Призрачно все в этом мире бушующем...”

Неужели она призрак, эта загадочная земля, “затерянная среди Северного полярного моря”? А может быть, мы просто не умеем искать?

Яков Санников был находкой для исследователей русского Севера. Могучий человек, надежный помощник и верный друг, он мог принести пользу не только как следопыт, проводник и знаток этого сурового края. В нем жила страсть первооткрывателя, и это делало его полноправным участником полярных экспедиций.

Много лет промышляя добычей мамонтовой кости, Санников досконально изучил берега северных морей и обследовал немало островов. С его именем связано много открытий, в частности острова Столбовой, Фаддеевский и Земля Бунге по праву могут носить имя Якова Санникова. Когда начальник экспедиции М.М. Геденштром составлял карту северных побережий Сибири, он обозначил остров Фаддеевский как “Земля, открытая мещанином Санниковым”.

Но вот парадокс: прошло почти 200 лет, а мы помним Санникова, и не как первооткрывателя реально существующих территорий, а как человека, увидевшего с Каменного мыса “синеву, подобную отдаленной земле”.

Так что же все-таки видел Яков Санников во время экспедиции М.М. Геденштрома в 1810 и 1811 годах?

Существует множество гипотез о загадочных землях в различных местах Арктики, большинство из которых впоследствии обнаружить вновь никому не удавалось. Распространено мнение, что в основном это были дрейфующие ледяные острова, но о Земле Санникова спорят до сих пор!

Высказываются самые различные предположения: это острова из ископаемого льда, дрейфующие ледяные острова, миражи, торосы, стамухи, испарения над полыньей и, наконец, острова Де-Лонга.

Ни одну из этих версий нельзя отвергнуть сразу как несостоятельную, но все-таки большего доверия заслуживают гипотезы, авторы которых основываются на изучении первоисточников и обладают хоть каким-то полярным опытом. Одной теории и здравого смысла здесь явно недостаточно.

Чтобы ответить на вопрос о том, что видел Санников (или любой другой полярный исследователь), необходимо иметь, по крайней мере, минимум исходных данных, по возможности точных.

Во-первых, чрезвычайно важны сведения о месте, откуда велись наблюдения (в частности, высота над уровнем моря), времени наблюдений и условиях видимости. Во-вторых, необходимо знать азимут на наблюдаемые объекты и их высоту. В-третьих, исключительно важна личность исследователя, его опыт и степень доверия к нему.

И, наконец, учитывая современные научные данные, необходимо иметь в виду глубины и характер грунта в предполагаемом местонахождении гипотетической земли.

Попытаемся выяснить, какие из этих данных имеются у нас. Прежде всего, поведем речь не о земле, а о землях Санникова, поскольку доподлинно известно, что он видел не одну, а три земли. Это подтверждается отчетами руководителей  экспедиций, в которых участвовал Санников, – М.М. Геденштрома, П. Пшеницына, а позднее Ф.П. Врангеля.

Яков Санников видел земли из трех мест в следующих направлениях и в такой хронологической последовательности:

1) на северо-восток от мыса Благовещенский (остров Фаддеевский) в 1810 году,

2) на северо-запад от северо-западного берега острова Котельный в 1810 году,

3) к северо-востоку от мыса Каменный (остров Новая Сибирь) в 1811 году.

Что касается расстояний и направлений, о которых говорится в отчетах М.М. Геденштрома, то эти данным полностью доверять нельзя. К сожалению, экспедиция не имела надежных приборов, на показания которых можно было полагаться.

Вряд ли Санников, опытный полярный путешественник, уже имевший на своем счету открытые острова, мог принять за землю испарения над полыньей, которая постоянно существует к северу от островов Новая Сибирь, Фаддеевский и Котельный. К тому же принять за землю испарения или низкие облака можно только на короткое время, так как форма их постоянно меняется.

Может быть, это был мираж? Но не будем забывать, что мираж – это не только зыбкое марево, обманчивое видение. У этого слова есть четкое терминологическое определение: “Мираж – оптическое явление, при котором в воздухе в результате рефракции у горизонта появляется изображение реально существующего предмета, обычно в более или менее искаженном, иногда перевернутом виде. Изображение может располагаться над действительным предметом (верхний мираж), под ним (нижний) и сравнительно редко справа или слева от него (боковой мираж). Верхний мираж особенно часто наблюдается в полярных районах, нижний – в пустынях”.

Многие исследователи Арктики и полярных районов отмечали это удивительное явление. Фредерик Кук писал в своем отчете, что, покинув берег острова Акселя Хейберга, отряд еще некоторое время продолжал видеть его, а также горы Земли Гранта, хотя удалился на север более чем на 100 км. “Это случалось всякий раз, – добавляет путешественник, – при тихой погоде, когда благодаря рефракции контуры земли приподнимались над горизонтом”.

Так что, даже если Санников видел мираж, согласитесь, существует различие между обманчивым видением и искаженным изображением реального предмета.

До открытия островов Де-Лонга единственным способом проверить наличие или отсутствие земель Санникова было отправиться на их поиск.

П.Ф. Анжу в апреле 1821 года прошел на северо-запад от острова Котельный значительное расстояние, но контуры земли, которую он, как казалось, видел, при изменившемся солнечном освещении исчезли. Такое часто случается в Арктике. Участник одной из полярных экспедиций сержант Степан Андреев писал в донесении об увиденной им в 1764 году земле: “Не то синь синеет, не то чернь чернеет”.

Но вернемся к П.Ф. Анжу. На северо-восток от Новой Сибири он смог пройти только 25 верст – дальше были сплошные разводья и торосы. Поиск пришлось прекратить. Санников объяснял Анжу, что эти земли “видны бывают только летом и в расстоянии 90 верст, а зимой и осенью не видать”.

Первым высказал мнение, что Санников мог видеть острова Де-Лонга, ученый секретарь Русского географического общества А.В. Григорьев. Он предполагал, что путешественник видел с мыса Благовещенский остров Беннета, а с мыса Каменный – острова Генриетты и Жаннетты. Правда, он в то время не мог знать о существовании открытых в 1913 и 1914 годах островах Вилькицкого и Жохова, тоже входящих в группу островов Де-Лонга.

Предположение Григорьева впоследствии поддержали и другие ученые.

Действительно, расстояние от мыса Благовещенский на северо-восток до острова Беннета – 150 км, от мыса Каменный на северо-восток до острова Вилькицкого – 76 км, а до острова Жохова – 120 км. Исследования в Арктике убедительно свидетельствуют о том, что, по крайней мере, в районе Новосибирских островов увидеть землю на расстоянии более 100 километров – не проблема.

Наибольшая высота острова Беннета – 426 метров, а мыса Благовещенский – более 40 метров; высота острова Вилькицкого – около 100 метров, острова Жохова – 123 метра, а мыса Каменный – 44 метра. Ученые дрейфующей станции “СП-30” с крыши двухметрового домика видели на расстоянии 78 км остров Жаннетты высотой до 351 метра, а на расстоянии 106 км – остров Генриетты высотой 310 метров.

Даже на основании простого сравнения можно заключить, что Яков Санников видел остров Беннета с мыса Благовещенский и остров Вилькицкого – с мыса Каменный. Впрочем, вполне возможно, что в последнем случае он видел два острова одновременно – Вилькицкого и Жохова.

Одним из подтверждений существования Земли Санникова исследователи и ученые Э.В. Толль, В.А. Обручев и другие считали массовый пролет птиц на север от Новосибирских островов и обнаруженные на припайном льду следы оленей, направлявшихся к морю.

На всех островах Де-Лонга летом гнездятся птицы, больше всего их на острове Беннета, на котором Де-Лонг и Толль, кстати, видели зайцев и оленей.

На острове Жохова ученые постоянно наблюдали, как птицы летят на север, где в разводьях ищут себе корм, а потом возвращаются к своим гнездовьям.

Очевидным становится, что Яков Санников и его товарищи в 1810 и 1811 годах первыми увидели острова Беннета, Вилькицкого и, скорее всего, также и остров Жохова.

Конечно, остается еще много невыясненных вопросов. Что видел Яков Санников в 1810 году с северо-западного берега острова Котельный на северо-западе от него? Возможно, это были торосы, приподнятые и искаженные рефракцией. Возможно, остров из ископаемого льда. А может быть, и айсберг, попавший сюда с Северной Земли (авторитетным ученым последняя гипотеза представляется наиболее вероятной)...

Что могли видеть Э.В. Толль и его проводник Джергели на севере от острова Котельный, что было названо ими Землей Санникова?

Вопросов много. Они ждут своих исследователей. Но на главный вопрос мы можем дать уверенный ответ – Земли Санникова существуют!

 

Редакция благодарит за любезно предоставленные материалы С.А. Кесселя, океанолога, участника арктических экспедиций на дрейфующих станциях.