ПОНЯТЬ КИТАЙ

Китай — это цивилизация, на развитие которой западная наука об общественном устройстве не смогла оказать сколь бы то ни было значительного влияния. Китайцы, в конечном итоге, лишь использовали в своих целях принесённые извне научные и практические приёмы в различных областях жизни и оставались сами собой. Таким образом, попытки колонизировать или подчинить себе Китай извне заканчивались лишь усилением Поднебесной. Хотя обычно это становилось очевидным только на следующем — новом этапе истории.

Китай — это цивилизация, которая существует в пределах циклически повторяющихся событий, так называемой «исторической реки времени». Русло этой реки, в отличие от принятого в европейской исторической науке прямого временного луча, имеет вид круга. Таким образом, в каждом цикле движения по этому кругу события истории повторяются, но с использованием новых исторических обстоятельств.

В Китае, как нигде в мире, справедливо утверждение, что поступки людей и межчеловеческие отношения с течением времени не изменяют своей сути, но в каждый последующий период изменяется количество информации, которой люди владеют. Китай проходит периоды становления своего могущества, затем следует период упадка и сваливания в хаос. Дальше идёт период относительной стабилизации и усмирения хаоса. И затем снова обретение могущества.

В той истории Китая, которую мы знаем как официально утверждённую, Поднебесная пережила 18 династий плюс 30 государств, возникавших в Китае в разные времена в периоды смут и на исторических стыках при смене династий.

Для понимания того, как в Китае представляют устройство мира, надо уяснить для себя следующее.

Китайцы — не христиане и тем более люди «нехристианской цивилизационной системы». И если человек, воспитанный в христианском миропонимании, отстаивает понятия Ветхого или Нового заветов, а все остальные религиозные учения всячески старается подогнать под «христианскую истину», то ему следует задать вопрос: «Если китайцы видят мир по-своему, то как можно считать их верование мифом? Ведь ни один христианин не привёл подлинного факта воскрешения Иисуса. Значит — это тоже миф?! Аналогично и для китайца христианское понимание мироздания — ересь, и не более того».

Итак, что же такое религия в китайском понимании?

У Поднебесной есть Начало, и оно его мать. Изначально Небо и Земля были смешаны. Модель напоминала яйцо с оболочкой белка и желтка внутри. Затем в результате происходящих изменений, когда формировалась геологическая структура современного земного шара, произошло их разделение. Светлое и чистое Небо и мутная и тёмная Земля, в которой продолжались процессы формирования географического ландшафта. В середине этого разделения «под Небом и на Земле» осталось понимание Бытия. Это самое «бытие» включает 10 000 вещей 万. Среди этих вещей, которые оказались между Небом и Землёй, и находится 天下— Поднебесная .

 В составе 10 000 вещей выделяется человек разумный renwu人物、личность, фигура, которая обладает разумом. Человек в пространстве Поднебесной контролирует свои действия, формирует свой подход к этому миру из 10 000 вещей.

Человек осознает себя обладателем разума только в противостоянии, а значит — в дополнении друг другом, совершенно противоположных Неба и Земли. В такой позиции человек будет чувствовать то, что китайцы называют гармонией.

Если понимать это так, как понимают это китайцы, а именно через картину иероглифов, то такой двухполюсный мир будет выглядеть для иностранца примерно так.

Порядок обозначается иероглифом 治 zhi. Составная часть его 氵shui — это обозначение воды. 治-zhi — это производная от своего синонима 笞 chi — бить бамбуковыми палками (вид наказания в древнем Китае). Присутствие «воды» в знаке治 zhi (регулировать) объясняется тем, что его исходное значение — регулировать сток реки. А наличие бамбуковых палок говорит о том, что управление для наведения порядка потребует жёстких мер.

Порядок на Земле ассоциируется с Небесным порядком чистого Неба. Жесткость — власть. Власть — как средство достижения небесной чистоты. Вода, строительство каналов в Китае — основа выращивания урожая, основа жизни. И установление порядка и дисциплины при выполнении инженерных решений во время строительства дамб требует применения наказаний — бить палками — управлять.

Однако, в противоположность Небесному порядку, на самой Земле существует Беспорядок, то есть хаос, который ассоциируется с тёмной и мутной Землёй di地 с того времени, когда произошло разделение Земли di 地 с Небом jian 天.

В картине иероглифов — luan 乱 — беспорядок. Антипорядок. Это состояние, которое несовместимо с упорядочением тех самых 10 000 вещей. От порядка 治до беспорядка 乱 — не так уж и далеко. И мир, который существует между ними, является участником процессов взаимовлияний порядка и хаоса.

А что такое хаос? И почему он постоянно возникает?

Хаос — это состояние, когда наступает время смены династий, когда усиливается влияние изначального земного беспорядка и баланс между Небом и Землёй нарушается. А значит, третья составляющая — Бытие, то есть то, что находится посередине, из-за этого погружается в нестабильность.

 

Управление для нормализации хаоса и достижения Небесного порядка требует обязательного церемониала поведения. Поэтому и правитель, и подчинённый ему народ должны следовать нормам поведения — 礼 li.

Отсюда вытекает ещё одно понятие — ming ming de 明明的 — яркий, светлый, отчётливый. Это прояснение истинной светлой добродетели в Поднебесной, исполнение которой уменьшит состояние хаоса, приведёт к Небесному порядку и станет созвучной воле Неба.

Теперь мы приближаемся к некоему аналогу и привычным нам нормам поведения — нормам христианина. Итак, хаос преодолевается при выполнении ming ming de 明明的, то есть ряда условий, при которых проявление истинной добродетели возможно. Они такие:

治国 zhìguó — порядок в государстве;

起家 qi jia — достижение благополучия в семье;

 修身养性 xiu sheng yang xing — подобающее поведение, нравственное совершенствование, воспитание своего характера;

深信shēnxìn — твёрдая вера, глубокое исповедывание;

诚意 chéngyì — искренность намерений知知zhi zhi — знать, изучать, довести до предела свои знания.

Выполнение каждым человеком этих условий приведёт к порядку, хаос на Земле удастся усмирить. И тогда 10 000 вещей, которые между Небом и Землёй, — расставятся по своим местам. Мир в Поднебесной, которая находится между Небом и Землёй, будет устанавливаться постепенно, шаг за шагом. Вещи займут положенные им места, когда будут достигнуты условия ming ming de 明明的.

Это сложный процесс, и он требует больших усилий и не приходит сам по себе. Как видим, человек в пространстве Поднебесной контролирует свои действия, формирует свой подход к 10 000 вещей. И осознание себя как человека становится возможным только в противостоянии и взаимодополнении Неба и Земли. Так человек получает свою гармонию.

Противостояние Неба и Земли — это не борьба противоположностей. Это гармония взаимодействия. И она возможна только потому, что в ней присутствует третья сила — человек! Он наводит порядок, приближая свои действия к воле Неба, применяет силу и достигает стабильности. Но противостояние Земли и Неба продолжится. Потому что это вечный процесс.

И при невыполнении условий明明的 ослабнет власть человека. И снова наступит хаос. И поэтому снова придётся исправлять ошибки, выполнять требования достижения добродетели и восстанавливать порядок, приближая его к Небу. Отсюда и появляется понимание исторической реки времени 长河、и её постоянного течения по кругу.

Виновник ослабления власти — сын Неба, который неправильно определил действия подданных, и достижение небесного порядка стало невозможным.

Китаец не влияет на взаимодействие Неба и Земли. Но он чётко понимает, что находится в зависимости от них. А понимание фаз их взаимодействия приводит человека к правильным действиям в процессе его жизни.

Три силы. Три позиции. Достижение их взаимодействия. Это обязательное условие существования Поднебесной. Вот почему Китай — государство срединное, которое находится между Небом и Землёй.

Именно потому, что находится между Небом и Землей! А умение вычислять и определять фазы наступления порядка и хаоса — неотъемлемая часть китайского управления. Тот, кто преуспел в этом, становится Сыном Неба и могущественным Императором Китая.

Таким образом Китай управлялся на протяжении тысячелетий и продолжает это делать и теперь. Надо представлять себе, что по-иному миропонимание китайцев не работает. Занятие третьей позиции «между» двумя силами накладывает отпечаток и на политику, и на дипломатию, и, безусловно, на ведение боевых действий.

Для примера — 12 пунктов мирного урегулирования на Украине, выдвинутых Китаем месяц назад. Для Китая выгодно ослабление всех участников конфликта. Чётко обозначены границы противоборствующих сторон. И выбрана позиция невмешательства непосредственно в боевые действия. Это способ ведения войны. Войны, в которой одерживают победу без убийств и разрушений, не вступая в бой физически. И это высшее мастерство в достижении Победы!

В Китае знают, что для достижения Небесного порядка 治наступило время выдвижения своего цивилизационного проекта.

Капитализм — по западной модели — оказался в кризисе. Выйти из него обычными, уже проверенными способами оказалось невозможно. Поэтому начал осуществляться Западный проект новой нормальности. И следовательно, не создавая альтернативы мировому притязанию Запада, достичь своей цели — усмирения хаоса в самой Поднебесной — для Китая тоже стало невозможно.

Цель установления Небесного порядка в Китае для его процветания — достижение Великого единения! Но такое Единение Поднебесной идёт вразрез с планом Западного проекта. И тогда коллективный Запад, под эгидой прежде всего США, не даст ему осуществиться!

Именно поэтому Китай сформулировал и начал осуществлять свой цивилизационный проект. Об этом чётко и ясно было заявлено на последнем съезде КПК. Надо усмирить хаос во всем мире, в противном случае не навести порядок в самой Поднебесной!

Так же, как достигается гармония во взаимодействии Неба, Земли и Бытия, так же китайское руководство современной Красной династии и её Император Си Цзиньпин создают модель мироустройства из трёх сил на Земле.

Они понимают, что так же, как и в случае достижения Небесного治, многое будет зависеть от того самого Бытия, то есть明明的! Поэтому и позиция по различным организованным конфликтам у Китая своя. Вещи должны занять положенные им места.

 

Итак, как мы уже знаем, СВО на Украине была начата с согласования российского президента и Императора Си. Китай не вмешивается в конфликт, чтобы не нарушать состояние своей стабильности (санкции и пр.). Однако он ведёт огромную работу в тех областях, где можно получить максимальную выгоду. Чётко организованы военные и политические блоки противостоящих сил. Поиски баланса между ними идут по примеру zhi 治 и luan乱.

Отсюда — партнёрство с Россией. Только партнёрство, только выгодное сотрудничество. Почему не более тесный союз? Потому что китайцы знают, какой путь выбран российским капитализмом. Россия не предлагает цивилизационные проекты. В России строят свою капиталистическую систему, которая в корне расходится с китайским видением мира. Но Россия создаёт напряжённость и ослабляет Евросоюз. А поэтому, во взаимодействии с США, китайская политика называется «конструктивное сотрудничество».

Заметим, «конструктивное сотрудничество».

Так или иначе, противоречия между теми, кто стоит против США, и теми, кто стоит за США, достигнут своего апогея. Ведь кризис капитализма продолжается! И тогда для китайской политики наступит время гармонии. Тогда от Китая последуют условия и тем и другим. А принятие условий «от Китая» приблизит состояние Небесной воли, и для Поднебесной наступит время того самого светлого коммунистического будущего. Да, это будет коммунизм по модели Китая.

Всем, кто слабо разбирается в вопросах китаеведения и делает иллюзорные выводы о союзе России и Китая, надо прежде всего обратить внимание на изучение китайского языка и понимание смыслов иероглифов, а уже затем делать выводы о китайской позиции в современной войне.

Пока Китай не потерял ни одного человека на полях сражений, однако войну ведёт довольно успешно.

Но есть вопрос более важный, на который очень хочется найти ответ. Как в позиции такой картины мира найти то, что называется многополярность мира? В самом Китае о таком термине никто ничего не знает и не говорит. И, по-моему, это всё объясняет.

Продолжение следует…  

Дата публикации: 01.05.2023

Автор: Романив Степан Миронович (罗达)